Тогда никому и в голову бы не пришло сказать, что мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Мужская мода была разнообразна, рафинирована и весьма ненатуральна. Секретам мужской красоты прошлых веков посвящена новая экспозиция в Шереметевском дворце.
Чиновник в разноцветном камзоле с затянутой в рюмочку талией и плисовыми лампасами на панталонах. Вот он, красавец-мужчина периода барских пудрениц и гусарских корсетов. Расцвет моды щеголей-пятимеров в пышных нарядах в Российской империи пришелся на середину XVIII века. Дворянский костюм – главный инструмент самопрезентации. Щеголь Дюлиж в комедии Сумарокова «Чудовищи», упорно подражающий французам, судит об окружающих не иначе как по одежке.
В начале XIX века великосветские хлыщи забросили мушки и парики на антресоли. Мужская одежда лишилась пестрых оттенков, это явление приобрело название «Великий мужской отказ». Черный фрак как романтичный символ рока, судьбы: теперь обязательный атрибут в мужском гардеробе. Главные модники – дендисты Золотого века: Петр Чаадаев и Александр Пушкин. Последний написал учебник мужской моды в стихах, известный нам как «Онегин».
Анна Лесина,корреспондент: «Роман большинством читателей был понят как кодекс правил хорошего тона. Так, например, лингвист Сергей Соболевский писал, что отныне одет как куколка и снабжен щетками, ножницами, умывальниками. В общем, всем, что было у Онегина в туалетной».
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа, будь то халат Федора Шаляпина или трость Василия Самойлова. Бонвиваны уходящей накрахмаленной эпохи больше не казались смешными в костюмах двухлетней давности.
«Героем времени» к началу XX столетия стал деловой мужчина. Удобство и строгость взяли верх над напыщенностью. Но классический костюм украшают кокетливая бабочка и едва расстегнутый ворот рубашки. Мужская мода идейна, с не истребленным влечением к самоутверждению. И если мужчины и кажутся серьезнее женщин, то лишь потому, что их одежда темнее.