Тема харассмента – домогательства на работе – не утихает и в российских, и в международных СМИ. Мужчин обвиняют журналистки, работающие в Государственной Думе, олимпийские спортсменки, звезды кино. Критики говорят, это попытка самопиара. А «Пульс города» попытался разобраться, насколько массовое явление носит харассмент среди обычных людей. Истории жертв домогательств на работе собрала Евгения Альтфельд.
Эта девушка согласилась дать интервью на условиях анонимности. Назовем ее Александрой. Она визажист, полгода назад из-за домогательств коллеги любимая работа довела до нервного срыва.
Александра: «Мы познакомились на работе, на съемках, практически сразу он в меня влюбился. Он просто проходу не давал, мне становилось все тяжелее, меня давят, не дают прохода. В какой-то момент он мне говорит, у меня есть козырь, и лучше бы тебе согласиться на все мои условия. У меня есть порнофильм с твоим участием».
Еще недавно дружелюбный коллега мешал работать, угрожал опубликовать украденные из ее телефона интимные фото. Александра описала ситуацию в социальных сетях и подала заявление в полицию. Российский закон не предусматривает наказания за такие угрозы, но преследования прекратились.
– Нельзя бояться, нельзя закрываться. Что касается постов в соцсетях, я почувствовала колоссальную поддержку, мне написало огромное количество людей.
Термин «харассмент» пришел из Америки, где за сексуальные домогательства теряют работу и миллионные контракты звезды кино, как Кевин Спейси, или знаменитые продюсеры, как Харви Вайнштейн, которого уволили из созданной им же самим компании.
В России за «харассмент» наказания нет. Домогательства начальства или коллег вынуждены терпеть миллионы людей. От журналистов, которые обвиняют своих высокопоставленных спикеров, до простых менеджеров, которых просят одеваться сексуальнее, чтобы повысить продажи, рассказывает юрист Кристина Лапкина. 70 процентов ее клиентов страдают от насилия на работе.
Кристина Лапкина, адвокат: «Руководитель говорит, что они не заслуживают такой должности. Одна женщина настолько была запугана и устала, что говорила, о желании шагнуть под машину».
Наталья Иванова уехала из Петербурга в США и знает, как яростно защищает американский закон от любых проявлений насилия на работе. Но в такой системе она видит больше минусов:
– Очень многих людей обвиняют, еще не доказав, что они виноваты. Это очень тонкая линия, в каком-то смысле началась охота не ведьм.
Именно так назвали войну с «харассментом» и авторы знаменитого письма 100 женщин. Французские актрисы видят угрозу возвращения викторианской морали и роли женщины как бесправной жертвы. Тем не менее, российские политики всерьез задумались вписать в закон новое понятие «харассмент». Ну а петербургские бизнесмены нашли свой способ предупреждения домогательств — они решили прописать их в трудовом договоре. Владимир Денисенко — основатель кадрового агентства по подбору персонала с интимом.
Владимир Денисенко, директор кадрового агентства: «Были вопросы, девочки уходили, нам приходилось искать замену. Почему? Приставал. Вы меня не предупредили, а я не знал. А здесь все знают. На самом деле поисковых запросов – секретарь с интимом – очень много».
В Петербурге сотни бизнесменов открыто ищут сотрудников с дополнительными функциями. Компенсация за лояльность – зарплата в три раза выше средней. В советское время доплаты за терпение не было. И как героям любимого фильма «Служебный роман» работникам приходилось лишь мириться с темпераментом начальника.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «На любой работе помимо харассмента или боссинга — то есть психологическим насилием со стороны руководства, можно столкнуться с "моббингом", то есть травлей со стороны коллег. Что встречается не реже сексуальных домогательств. Термин пришел из биологии, он описывает явление дикой природы, когда несколько травоядных нападают на хищника».
Мы решили установить эту камеру в нашем телецентре и потом показать видео психологу, чтобы понять, какая атмосфера царит в нашей редакции.
Бизнес тренер Любовь Беляева учит руководителей как предупредить «мобинг» в своем коллективе, в том числе и при помощи организации рабочего пространства.
Любовь Беляева, бизнес-тренер, психолог: «Вот у нас такой опен спейс. Пространство всегда влияет на то, какие могут складываться взаимоотношения. Одна из причин мобинга — это напряжение в коллективе, и самое простое – найти человека, на которого это можно направить. Это стресс, а причина — скученность, перенаселение».
Психологи и юристы говорят — пора защитить людей от психологического насилия на службе — с сексуальным подтекстом или без. Хотя как отличить допустимый флирт от нарушения личных границ и доказать факт «харассмента» в суде — большой вопрос. О том, как выжить на работе задумываются и современные режиссеры. Новый спектакль о трудностях офисной жизни «Контора» собрал в Петербурге аншлаг.
Еще недавно насилие на работе было запретной темой, но далекую от Петербурга голливудскую историю Харви Вайнштейна подхватили российские СМИ и выпустили джина из бутылки. Как показывает политическая хроника последних недель, понятие «харассмент» стремительно входит в наш обиход, становясь опасным оружием. Причем, не только защиты, но и нападения.