Ещё 20 лет назад компьютерные игры казались несерьезным развлечением. А сейчас киберспорт признают спортивные чиновники, мировые чемпионаты представляют собой грандиозные шоу, а сами «спортсмены» становятся долларовыми миллионерами. Как такое могло произойти? Репортаж Антона Цумана.
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, и давайте продолжим тему науки. И поговорим о киберпространстве. Только уже не с научной, а с практической точки зрения. На этой неделе в Петербурге Губернатор Полтавченко открыл Центр кибербезопасности и квантовых коммуникаций. В этом центре будут разрабатывать методы защиты компьютеров совершенно нового уровня, тех компьютеров, которые способны в тысячи раз быстрее обрабатывать информацию и производить расчеты. Их появление сделает уязвимыми традиционные линии связи. Губернатору показали серверную и ситуационный центр. Там представители малого и среднего бизнеса смогут тестировать свои продукты. Предпринимателям не нужно закупать это дорогое оборудование, его предоставляют в аренду. Кроме того, на месте дают консультации по развитию бизнеса».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Этот центр предоставляет возможности нашим IT- компаниям тестировать свои программы, свои программные разработки, которые в дальнейшем будут применяться в экономике не только нашей страны, но и экспортироваться во многие страны мира. В первую очередь, мы считаем, они будут экспортироваться в Латинскую Америку, Индию, Китай. А это соответствующие очень огромные налоговые поступления в экономику города».
Юрий Зинчук, ведущий: «Вообще, надо сказать, Петербург сейчас занимает лидирующие позиции в области цифровых технологий. Причём, по всем направлениям. Например, недавно в нашем городе прошёл чемпионат по киберспорту. Ещё вчера это были забавы в формате обычных бродилок и стрелялок. А сейчас это мощнейшая индустрия с многомиллиардными оборотами. И если Петербург сможет отстоять право быть киберстолицей России, то скоро и в бюджет города от этой индустрии пойдут доходы. Как? Почему? И каково будущее у киберсопрта? Об этом в репортаже киберспортсмена-любителя Антона Цумана».
Ещё 20 лет назад компьютерные игры казались несерьезным развлечением. Сегодня – это вид спорта, с приставкой «кибер». И вот в конце февраля одна из крупнейших спортивных арен Петербурга на время становится кибер-спортивной, а официальный старт фестивалю киберспорта дают первые лица города.
Это уже второй крупный чемпионат, проходящий в Петербурге. 200 команд из 6-ти разных стран. Все атрибуты спортивного соревнования. И соперники, и болельщики, и даже комментаторы.
Сергей и Александр выросли в киберспортивных комментаторов из рядовых игроков. И хотя к знаменитой российской комментаторской школе относятся с уважением, отмечают, что для нового спорта нужен новый подход.
Вот так под стук клавиш и короткие команды проходит тренировка киберспортивной команды университета ИТМО. Александр Разумов недавно возглавил тренерский штаб. На специальность «киберспортивный тренер» не учат ни здесь, ни в любом другом вузе России.
Возрастной диапазон игроков 17– 25 лет. Сейчас под него как раз попадает поколение «Z», буквально выросшее в киберпространстве. Поэтому им компьютерные баталии порой гораздо интереснее баталий, например, футбольных на корте или во дворе.
Но гораздо сильнее вдохновляют живые примеры. Это Куро Тахасоми – в свои неполные 26 самый успешный киберспортсмен мира в финансовом плане. За 9 лет карьеры заработал по меньшей мере 3,5 миллиона долларов. Что если сравнить, к примеру, с зарплатой защитника «Зенита» Бранислава Ивановича, больше 3 миллионов евро в год, не так уж и много. Но здесь главное — не размер гонораров и призовых, а потенциал зрительской аудитории.
Антон Цуман, корреспондент: «Как монитор компьютера уже практически заменил телевизор, так и стримы с киберспортивных соревнований скоро могут заменить трансляции футбольных матчей. Вот один из самых популярных сервисов. И как раз сейчас идет трансляция. Популярная игра "Лига Легенд". Уже 13 миллионов просмотров, и это только один из матчей. А каждый просмотр — это рекламный трафик, по сути, валюта цифрового мира».
Эксперты прогнозируют: уже к 2020 году годовой оборот мировой индустрии киберспорта достигнет 5 миллиардов долларов — это больше, чем сейчас приносят игры Национальной хоккейной лиги. Прибыльный бизнес. И, по мнению менеджера одной из киберспортивных организаций Георгия Фалеева, этому есть вполне конкретное объяснение.
Георгий Фалеев: «Мальчики, которые раньше сидели дома и играли в компьютерные игры, выросли, играть им некогда, а вот посмотреть вечером за ужином или за бокалом любимого напитка – они готовы. Плюс они понимают, что таких высот они уже не добьются, а посмотреть за хорошей, красивой игрой всегда приятно».
То есть киберспорт, по сути, очередное мировое шоу. Как Олимпиада или Чемпионат мира по футболу. И чтобы это шоу обслуживать к жизни вернулись такие явления, которые с массовым распространением персональных компьютеров, казалось, должны были исчезнуть. Например, компьютерные клубы. Так популярные в начале нулевых.
Роман Ивашкевич в прошлом профессиональный киберспортсмен, теперь владеет сетью компьютерных клубов. Подобных заведений теперь, когда компьютер буквально в каждом доме, не более полутора десятков на весь Петербург. И целевая аудитория тоже изменилась.
Роман Ивашкевич: «Основной контингент ранее был – это школьники, после школы они заходят в компьютерный клуб поиграть, повеселиться, поболтать. Основной контингент, который приносит прибыль компьютерным клубам — это те, кто приходят в компьютерный клуб тренироваться».
Всего полтора года назад киберспорт в России был официально признан спортивной дисциплиной. Что двадцать лет назад казалось невероятным. А в этом году Петербург примет как минимум еще одно подобное соревнование, третье по счету. А значит, киберспорт не просто спорт будущего. Это спорт настоящего.