7 ноября, вечер, Невский. Через 100 лет после Октября бюсты Ленина и Сталина соседствуют с Альбертом Эйнштейном и Владимиром Путиным в витринах сувенирных лавок. И даже у такого революционного символа, как будёновка, есть своя цена.
Анна, продавец сувениров: «Между прочим, сегодня турки были, очень много было, они знают про столетие, покупали футболки, флаги, буденовки! С символикой СССР, именно СССР!»
Победивший капитал превратил одно из сильнейших и трагичных событий прошлого столетия в коммерческий образ, в бренд. И в Гостином дворе, где ровно сто лет назад дежурили революционные матросы, теперь революционный шопинг.
В петербургских барах отмечают революционный хэллоуин: матросы-зомби и Ленин, чем-то напоминающий Дракулу Брэма Стокера.
Или хит сезона — съедобный Ильич. Из чистейшего белого шоколада.
Александр Чангли, адвокат: «Законодательство предусматривает защиту личного неимущественного права каждого гражданина — это его изображение. В случае смерти гражданина такое согласие могут дать либо дети, либо пережившая супруга, либо родители. После их смерти использовать изображение можно без какого-либо согласия».
То есть в этом случае даже юридическая практика не на стороне Ильича. Но в культурном плане Революция и последовавшие за ней события вдохновили многих поэтов и композиторов. Этой темой было пронизано практически всё. От бардовской романтики Булата Окуджавы до открытого протеста Егора Летова.
В магазине музыкального продюсера Олега Грабко иногда можно найти записи революционных песен, исполненных петербургскими музыкантами. Исполняют охотно – срок авторских прав на многие из них уже давно истек. И хотя в петербургском рок-андеграунде отношение к 1917 году, мягко говоря, неоднозначное, влияние этого образа признается безоговорочно.
Олег Грабко, музыкальный продюсер: «В такие времена рождается очень много хорошей музыки и не важно, кто у кого тырил – белые у красных или красные у белых. И много молодежи поет эти песни. Они и в семье поют и переносят их на сцену. Потому что это настоящее искусство. Потому что это выстрадано народом, временем проверено. И я считаю, это будет жить вечно».
В творчестве художника-мультреалиста Николая Копейкина и его товарищей образ Ленина не источник вдохновения, а, скорее, тема. Причем тема года. Этот коллаж под названием «адский совнарком» посвящен как раз революционному юбилею. Образы выпуклые и вполне узнаваемые.
Николай Копейкин: «Ну, мы его используем, конечно. Не то чтобы это корова, которую мы доим, но мы его используем тогда, когда нужно. В принципе, он нам как человек-то и не интересен, потому что таких людей полно, как оказалось. Поэтому нам интересна его героическая составляющая именно как образа революции».
Но, пожалуй, самая насыщенная жизнь этого бренда — в пространстве интернета и социальных сетей. И Ленин, пожалуй, даст фору Леннону!
Антон Цуман, корреспондент: «А вот здесь Владимир Ильич стал героем компьютерной игры. Вот тут, например, нужно не дать ему пересечь границу и добраться до Петрограда. Попробуем переписать историю».
Как уверяют специалисты, бренд революции начал формироваться сразу после её начала. Когда этого термина из капиталистической эпохи ещё не было в нашем лексиконе. Но те же самые технологии используют современные маркетологи. И такой исход, по мнению эксперта Бориса Григорьева, вполне закономерен.
Борис Григорьев, генеральный директор маркетингового агентства: «Это стало мифом, это стало легендой. Из событий, которые мы так долго отторгали от себя. Плюс сто лет прошло. Моисей сорок лет водил людей, чтобы они забыли. У нас два раза по сорок лет прошло — даже слишком! Это миф, это сказка больше. Это превратилось в героизацию, образы, легенду. Как Снегурочка, Дед Мороз – вот так же мы это воспринимаем».
У каждого бренда своя легенда. И образ революции при всей своей противоречивости и трагичности становится ей. Был Ленин-вождь, а стал Ленин-бренд. Который, как и любой товар или услуга, имеет определенную цену.