В гостях у программы «Хорошее утро» Юрий Александров, народный артист России.
Михаил Спичка,ведущий: 7 и 8 ноября на сцене учебного театра «На Моховой», в рамках совместного проекта театра «Санкт-Петербург Опера» и российского государственного института сценических искусств, состоится премьера спектакля «Октябрь ..17».
Марианна Дьякова,ведущая: Сегодня у нас в гостях режиссёр спектакля, народный артист России, художественный руководитель театра — Юрий Александров.
Михаил Спичка,ведущий: А не хотите ли вы на эти два премьерных дня переименовать театр «Санкт-Петербург Опера» в «Петроград Опера»?
Юрий Александров,народный артист России: В общем идея хорошая. Но, вы знаете, очень много сложностей с этим будет. Бумаги надо переписывать. Я думаю всё равно театр ощутил это время и эту историю. Потому что она трогает по настоящему. Поскольку это финальная часть нашего триптиха, который мы делали последние два года. Я имею ввиду «Крым», «Молодая гвардия» и теперь вот «Октябрь ..17». Поэтому мы закрываем такую патриотическую тему этим спектаклем. Не надолго, я думаю, мы ещё к ней вернёмся. Потому что мне кажется, что сегодня спектакль обращённый к молодёжи необходим. Они почти ничего не знают о нашей истории. Пускай немного разберутся.
Марианна Дьякова,ведущая: Вы подчёркиваете, что не даёте никакой оценки, не занимаете никакую сторону. Тогда как вы предполагаете, какие эмоции, какие мысли будут на выходе у того самого молодого поколения после просмотра спектакля?
Юрий Александров,народный артист России: Дело в том, что я оставляют политикам и историкам обсуждение плюсов и минусов этого трагического события в жизни России. Меня интересует человек, русский человек, поскольку эта драма коснулась миллионов, и моей семьи в частности. Люди погибали в трагических ситуациях. И мне кажется, что это самое главное, это и составляет предмет искусства — судьба человека. Мы не делим на плохих и хороших, у нас есть такое понимание, что все хотели добра России, у каждого была своя модель русской жизни на будущее. Поэтому я с огромным интересом занимался белым движением, и я вижу, что много очень замечательных идей было у белого движения, но и большевики тоже предложили какие-то революционные преобразования. И тоже в этом было большое количество мыслей добрых и настоящих. Но как у нас на Руси: хотели как лучше, а получается не всегда как нужно. Поэтому спектакль о человеке, о девушке, которая гибнет в водовороте этой смуты и никто не может ей помочь: ни большевик, ни белогвардеец, никто. Она жертва и таких было много. Поэтому спектакль прежде всего о человеке, но, поскольку, затронута такая тема, естественно мы включаемся в этот образный мир этого времени. Самое главное, что мне понадобились ещё слова хорошие, слов было очень много написано, стихов. Эти поэты серебряного времени, и появились слова Зинаиды Гиппиус, молодого Маяковского, молодой Ахматовой, Северянина, Бальмонта. Это целая поэтическая история.
Михаил Спичка,ведущий: А чья музыка?
Юрий Александров,народный артист России: Если бы не было музыки Вано Мурадели, вряд ли бы я взялся за эту тему. Сложная редакция была, я год работал над этим сочинением. В принципе убрана вся политическая составляющая, но в этой опере и Ленин пел.
Михаил Спичка,ведущий: Если я не ошибаюсь, как-то Никита Богословский иронично заметил, что Мурадели и Туликов могут писать песни даже на тексты правительственных телеграмм.
Юрий Александров,народный артист России: Это талантливые люди были. Вообще это время, которое мы сейчас окрестили соцреалимом, подвергается переосмыслению. В живописи просто бум, в музыкальном театре я последовательно реализую идеи этих композиторов. Так появился Мариан Коваль, Мейтус, теперь Вано Мурадели. Кстати, относительно Вано Мурадели у меня есть ещё одна идея на будущее.
Михаил Спичка,ведущий: Это хорошая музыка?
Юрий Александров,народный артист России: Это замечательная. Если бы не было хорошей музыки, я бы никогда не прикоснулся к этому. Потому что это основа музыкального театра. Это настоящая большая опера. И для моих ребят очень интересно. Они профессионалы. И по началу, конечно, немного скептически они относились, советская опера, но когда они прониклись этим материалом, они поняли, что эта опера написала для больших настоящих голосов. И большие страсти. И вот сопрячь этих молодых ребят — студентов театрального института и моих профессионалов, очень интересно. Это эксперимент для меня. И новая площадка. И учебный театр он имеет революционную историю. Там творили революционные режиссёры в своё время. И прийти туда с новой эстетикой, мне кажется, очень интересно, хотя это очень сложно, конечно.
Марианна Дьякова,ведущая: Ещё будут своего рода диспуты?
Юрий Александров,народный артист России: Мы решили, что 6 числа мы устроим такой общественный просмотр. Генеральная репетиция с публикой. Мы приглашаем студентов ВУЗов и рассчитываем на разговоры, достаточно откровенные. Я хочу понять, что зацепило, что их сегодня интересует, в какую сторону нам дальше развиваться. Поскольку я всегда говорю, что для меня театр — это не просто возможность свои амбиции реализовать постановочные, а прежде всего школа. Школа профессиональная и гражданская. Я хочу, чтобы в моём театре работали замечательные люди, которые любят свою родину и понимают как сложно она движется в этом необычном мире.