В гостях у программы «Хорошее утро» Михаил Голиков, художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая».

Марианна Дьякова,ведущая:
Сегодня в Белом зале киностудии «Лендок» состоится концерт-посвящение. Он проходит при поддержке Комитета по культуре Спб и музыкального агентства «Камертон». Концерт посвящён 145-летию великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина.
Михаил Спичка,ведущий:
Сейчас узнаем все подробности. У нас в гостях художественный руководитель и дирижёр международного симфонического оркестра «Таврический» Михаил Голиков. Доброе утро! Давайте для начала поздравим друг друга с Днём без автомобиля. Мы знаем, что ваш оркестр год назад принял активное участие в этом.
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Совершенно верно. Удивительно. Два разных дня в двух годах. В прошлом в это время мы всем оркестром собирались на площади Восстания с музыкальными инструментами, в концертных костюмах, сели дружно на велосипеды, проехали по всему Невскому проспекту и дали концерт у Казанского собора.
Михаил Спичка,ведущий:
Как контрабас на велосипеде-то везти?
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Музыканту нужно иметь соответствующую физиологию, чтобы удержаться. А вообще, конечно, парусность страшная. Виолончель чуть поменьше, но представьте: хрупкие девушки и с виолончелями по Невскому.
Марианна Дьякова,ведущая:
Давайте поближе к концерту и Скрябину. За что Скрябина ставят в один ряд с величайшими Русскими композиторами и даже называют реформатором русской музыки?
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Красиво очень сказал про него Борис Асафьев: «Скрябин — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, радости и наслаждению жизнью». На самом деле — это правда. Видно стремление композитора обратиться к человечеству через свою музыку, практически с посланием к человеку.
Марианна Дьякова,ведущая:
Как символично. Практически название фестиваля.
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Всё в нашем городе символично. Кстати, символизм и был тем самым стилем, который Скрябин развил. Да! Новаторства много. Да! Стремление к победе человеческого духа над проблемами. Грустно вспоминать в связи с этим преждевременную и несчастную кончину композитора. Наверное, так повелось в истории.
Михаил Спичка,ведущий:
Есть же легенда. Скрябин жил в квартире и продлевал каждый год договор аренды до декабря. А в последний раз продлил только до мая.
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Легенд много, это правда. Мистицизма немало и в его музыке. Но стремление к жизни, к наслаждению ею у Скрябина тоже было достаточно.
Марианна Дьякова,ведущая:
К жизни и свету. А где свет, там и цвет. Нам известны попытки Скрябина увязать музыкальные звуки с цветом, и мы знаем, что это будет отражено и в программе концерта.
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Безусловно. Но вообще, программу концерта я назвал бы «эволюцией» творчества Скрябина. Вернее «эволюцией жанра поэмы». У нас прозвучит 3 поэмы, каждая в своем жанре. Первая — самое раннее сочинение для оркестра — это «Поэма мечты» — фортепианное ещё сочинение, но называется «Поэма для симфонического оркестра». Второе сочинение — это будет «Божественная поэма». Это вершина творчества, его расцвет. Расцвет как человека, как человека, понявшего что такое любовь, радость. Даже название частей в этой поэме — «Борения», «Наслаждения» и «Божественная игра» — символизируют его состояние как художника и философа. И третья поэма — это «Прометей», её называют ещё «Поэмой огня». Это та самая поэма, которая считается закономерным итогом творчества Скрябина, где он применил новаторство, связанное с единением со светом и цветом. И сегодня зрители смогут всё это увидеть. Совместно с Российским институтом истории искусств мы воссоздали партитуру Скрябина, где каждой ноте соответствует цветов, такой цветной слух.
михаил спичка,ведущий:
А какой цвет соответствует ноте «до»?
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Вы знаете, цветным слухом не многие обладают. Считалось — Римский-Корсаков, Скрябин. Но вот когда я впервые познакомился с предложенными цветовыми партитурами, у меня возникли совершенно другие цветовые ощущения. Я не вижу эти ноты в этих цветах. Но в этом-то и есть интерес к личности художника. Увидеть  и почувствовать — это тебе близко. Тебе близко, что ре-бемоль фиолетовая, а мне не близко. Я её вижу тёмно-жёлтой. Очень хорошо. Но для этого нужно прийти и посмотреть.
михаил спичка,ведущий:
А вот модная в 80-х годах на дискотеках цвето-музыка имеет отношение к Александру Скрябину?
Михаил Голиков,художественный руководитель и дирижёр капеллы «Таврическая»:
Безусловно имеет. Он первый соединил музыку и цвет. Цветомузыка пошла от него. Другое дело, что он-то хотел больше раскрыть потенциал мелодии, чувства, вся его музыка о любви. А когда цветомузыка появилась в те времена, о которых вы говорите, она стала больше реагировать на ритм, ведь именно ритм является основой танцевальной музыки. У Скрябина другое. Хорошо сказал Плеханов: «Он создал своё время в звуках». Поэтому у него нет бита. Как эспандер, который сжимается и разжимается, у него в одну поэму можно вместить несколько человеческих жизней, но цвет в ней является божественным светилом.