Свои проекты на форуме представили более 400 предприятий-участников. Увидеть их в Петербург приехали 76 иностранных делегаций. Подробности в репортаже Евгения Соловьёва.
От погон и золотых эполет рябит в глазах. Иссиня-черная форма российских моряков щедро разбавлена белоснежными мундирами корейских военных. Китайцы в штатском, индусы в национальном. Разговоры сугубо профессиональные. Для прессы закрытые. Но вот эмоции скрыть не получается.
Эти эмоции в адрес экраноплана «Чайка». Пока это только концепт. Машина, при всей своей схожести с самолетом, не летит, а скользит над поверхностью. При необходимости перепрыгивая преграды.
Не менее амбициозные проекты на салоне представляют более 400 предприятий-участников. Увидеть их в Петербург приехали 76 официальных иностранных делегаций. Это 8-й Международный военно-морской салон в цифрах. Но главные цифры появятся несколько позже и это суммы заключенных здесь контрактов.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «Вот этот железный монстр, очень похожий на главного героя голливудского блокбастера "Трансформеры" не что иное, как зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Панцирь-МЕ. Он может устанавливаться на кораблях любого типа и вести огонь одновременно по 4-м целям, движущимся со скоростью до 1000 кмч».
Панцирь в работе до этого момента можно было видеть только на колесной базе. Его броня эффективно прикрывала сухопутные силы. Теперь небо на замке будет и над боевыми эскадрами кораблей.
Авторитет российских конструкторов непререкаем. Наша боевая техника успешно сочетает в себе все необходимые характеристики: надежность, цена, качество. А своеобразной презентацией мощи стала одна из последних операций по уничтожению баз боевиков в Сирии ракетным ударом с моря.
Игорь Севастьянов, заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт»: «Все переговоры у нас начинаются с аплодисментов военных моряков зарубежных государств, наших союзников и партнеров. Говорят, что русские моряки — классные ребята».
Центральная часть экспозиции военно-морского салона – это корабли. Более 50-ти судов в эти дни пришвартовались у причалов Морского вокзала. Среди них, например, ультра-современный фрегат Адмирал Макаров.
Один из сторожевых кораблей проекта 11356 завершает государственные испытания и уже в этом году заступит на боевое дежурство в рядах Черноморского флота.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «Вот эту часть фрегата "Адмирал Макаров" экскурсоводы назвали своеобразной вишенкой на торте. На первый взгляд ничего примечательного. На самом деле здесь располагается 8 пусковых шахт, из которых при необходимости могут уйти 8 ракет класса калибр».
Неприкрытые восторги журналистов моряки воспринимают понимающе-снисходительно. Когда чувствуешь вибрацию силовых установок могучего сторожевика, едва сдерживаешься чтобы самому не поддаться всеобщей селфи-мании.
Евгений Соловьёв: «Редкий вид. С борта "Адмирала Макарова" на другой уникальный корабль "Евгений Кочежков" — малый десантный корабль на воздушной подушке. На самом деле малый он только по названию. По факту, это самый большой корабль такого класса в мире».
Петр Первый однажды сказал: «Тот государь, который едино сухопутные войска имеет, одну руку имеет», и мы твердо запомнили этот урок. Для России, 2/3 границ которой проходят по воде, не развивать флот значит не думать о защите своего суверенитета. Руководство страны это понимает и готово вкладывать в отрасль значительные средства.
Евгений Соловьёв: «В истории нашей страны было не мало примеров, когда недооцененность необходимости военного превосходства на море, стоила государству немалых потерь. И где, как не в Петербурге, сама летопись которого начиналась с первых крупных побед в морских сражениях, говорить о будущем российского флота?»
И в XXI веке, даже без открытых военных конфликтов битва за новые территории продолжается. Это прежде всего битва за ресурсы, а полем битвы становится Арктика. Тот, кто сумеет первым обеспечить техническое превосходство в ее освоении, получит ключ от уникальной кладовой природных запасов. А значит надо строить не только авианосцы, но и сверхсовременные ледоколы. В этой части Россия недосягаема. А Петербург бесспорный лидер отрасли.
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Только за два последних года с прошлого салона в городе спущен 21 корабль. 9 кораблей заложено, причем это абсолютно новые корабли, суда. Некоторые из них не имеют аналогов в мире».
Одним из таких кораблей станет ледокол «Лидер». Он вдвое мощнее, например, такого гиганта, как ледокол «Арктика». За право строить его сейчас борются сразу несколько верфей. Стоимость проекта почти 80 миллиардов рублей. Но «Лидер» не просто разрабатывался в Петербурге. Здесь уже прошли первые испытания его макета. В специальном ледовом бассейне сотрудники Крыловского научного центра проверяли прочность корпуса, силу тяги, работу винтов. Рассматривали движение «Лидера» со всех сторон, даже через подводные иллюминаторы. Все модели исполнены в миниатюре. Но это математически точный эксперимент.
Алексей Добродеев, начальник сектора испытаний ледотехники ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Модель ледокола "Лидер" меньше в сорок раз, чем натурное судно, все параметры ледяного покрова меньше в сорок раз».
Олег Тимофеев, заместитель генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Ширина канала за этим ледоколом, будет порядка 55 метров, что позволяет проводить крупнотоннажные суда, что позволяет увеличивать рентабельность перевозок».
Таким образом, дешевеет стоимость доставки грузов и сокращается время на транспортировку. Главная цель «Лидера» — это создать такие же условия судового прохода через Северный морской путь, как по чистой воде. И тогда, например, из Китая в Европу проще будет доставлять грузы именно через Арктику.
Настоящие технические прорывы, новые материалы и уникальные разработки — неотъемлемые атрибуты военно-морского салона. Неспроста, в свое время его начали «ревновать» к Петербургу. И поговаривать, что не плохо бы проводить мероприятие каждый раз в новом месте. Но в этом году в таких разговорах поставлена точка. 9-й военно-морской салон пройдет в городе воинской славы Кронштадте.