Итоги парламентского года в интервью председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Юрий Зинчук: «Вячеслав Серафимович, большое спасибо, что согласились дать нам интервью, приехали мы к вам с одной целью. Закончилось очередное заседание, которое подводит итог текущего парламентского года. Главное достижение и главное поражение этого парламентского года».
Вячеслав Макаров, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «273 дня мы работали, 6-й созыв. Много новичков. Но хочу сказать, что коллектив в Законодательном Собрании состоялся. Все работали, независимо от того, что у нас 6 фракций, очень дружно и очень конструктивно. Когда я говорю "дружно", это значит с чувством уважения друг к другу. Это не означает, что не было горячих, порой яростных дискуссий, хлёстких выражений вокруг любой проблемы, которая волнует, вокруг любого закона. И это всегда так. Это нормально. Я всегда говорил и буду говорить: если парламент шумит, значит, молчит улица. Принято 116 законов. Эти законы являются определяющими для жизни нашего города. Они дают импульс развитию экономики, социальной сферы, высокотехнологичной промышленности, привлечение инвесторов. Но инвесторы, когда приходят, они требуют, чтобы были чёткие, ясные, прозрачные правила. Здесь нормативно-правовое пространство обеспечивает полный комфорт, безопасность бизнеса. Мы приняли генеральный план. Мы видим приоритеты, цели, которые стоят».
Юрий Зинчук: «Я так понял, одно из главных достижений – то, что –первое – парламент сформировался, он стал рабочим. И второе, то, что вы продолжили реализацию стратегического плана Петербурга. Но объясните мне, рядовому петербуржцу, что это за стратегический план Петербурга? Какой это мегаполис? Какой это город?»
Вячеслав Макаров: «Мы строим для города, для мегаполиса с высокотехнологичной инновационной промышленностью. По абсолютно ясным, прозрачным правилам. Мы строим город с высочайшей культурой. Мощнейший образовательный, научно-исследовательский центр. Мы строим город, где будет комфортно и уютно петербуржцам».
Юрий Зинчук: «Хорошо. Главная неудача».
Вячеслав Макаров: «Я всё-таки считаю, что у нас в стратегическом плане ошибок не было. По тактике что-то можно было бы изменить».
Юрий Зинчук: «Не так часто появляется возможность вот так просто походить по блистательному, роскошному, имперскому залу. Он мне сейчас чем-то напоминает театр. После того, как закончилась постановка».
Вячеслав Макаров: «Судя по тем дискуссиям, по тем эмоциям, по той энергетике зала, здесь закручены сюжеты иной раз более лихо, чем в любом спектакле. Каждый стремится свою роль отыграть так, чтобы запомниться, а иной раз и войти в историю. Да, они разные. Да у них разные точки зрения на решение той или иной проблемы, но в разности спасение от серости».
Юрий Зинчук: «Давайте затронем одну из самых острейших тем последних месяцев, это Исаакиевский собор».
Вячеслав Макаров: «Мы на крайнем заседании приняли решение, приняли постановление и отказали в проведении референдума. Я считаю, совершенно оправданно. Такие вопросы, которые касаются веры любых конфессий, они не решаются на референдуме. Президент дал очень чёткий ёмкий ответ. Исаакиевский собор строился как храм Божий».
Юрий Зинчук: «Но в то же время, помните, как начал Президент, Россия – это светское государство».
Вячеслав Макаров: «Исаакиевский собор как был, так и будет принадлежать казне города. Это имущество города. Другое дело, что в соответствии с федеральным законом, он передаётся в ведение русской православной церкви. Можно будет прийти бесплатно. Кто хочет, пусть придёт и молится, ставит свечи. Кто хочет, пусть идёт и осматривает музейные экспонаты. Музейные функции собора сохраняются. Как он функционировал, так и будет».
Юрий Зинчук: «Это должен быть храм, который находится в светском государстве и на балансе государства?»
Вячеслав Макаров: «Это будет храм, дом Божий, в котором будут выполняться, в том числе, и музейные функции. Этот вопрос громкими хлёсткими заявлениями не решается. Президент сказал – прекратить политизировать этот процесс. Надо поступить в точном соответствии с законом, так, как это необходимо для людей.
Юрий Зинчук: «Давайте посидим на кресле депутатов. Здесь какая фракция сидит?»
Вячеслав Макаров: «КПРФ»
Юрий Зинчук: «Коль мы такое место выбрали, напрашивается сразу же вопрос. Как те законы, которые вы принимаете, отражаются на жизни рядовых петербуржцев? Стратегия 2030 – это прекрасно, это хорошо. Сейчас, скажите, что вы даёте».
Вячеслав Макаров: «Вы посмотрите, у нас 3,5 миллиона петербуржцев пользуются поддержкой из бюджета города. Мы принимаем закон, который касается нормативов по детским садам или школам. Теперь жесткое требование к строителям, если жилой комплекс возводится, то и возводятся и школы, и детские садики. Мы принимаем закон помощи молодым, тем, кто рожает первого ребенка до 24 лет. Законы, которые касаются инвестиционной деятельности. Когда приходят инвесторы и строят здесь предприятие, какие-то объекты социального значения, спортивные комплексы, это всё остаётся на территории Санкт-Петербурга. Это всё делается для людей. Когда мы создаём нормативно-правовую базу для этого, это тоже мы делаем для людей. И люди это ощущают».
Юрий Зинчук: «Я всегда задаю этот вопрос. В этом году и в планах на будущее – зарплаты учителям, врачам, выплаты пенсий – те люди, которые без бюджета не могут – это сохранится?»
Вячеслав Макаров: «Санкт-Петербург – тот самый город, который это всё сохраняет. Это всё чётко закладывается и будет заложено в бюджет, сейчас на нулевых чтениях, чётко будет проработано с главными распорядителями бюджетных средств, более того, мы сохранили все нормативно-правовые документы, акты, законы, которые касаются помощи людям в трудной жизненной ситуации».
Юрий Зинчук: «Учителя, воспитатели детских садов, пенсионеры…»
Вячеслав Макаров: «Невозможно перечислить эти категории. Это касается студентов, инвалидов, всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Всё это будет заложено в бюджет уже сейчас, на нулевых чтениях».
Юрий Зинчук: «Как вы оцениваете социальное спокойствие в городе? Это я так подвожу к митингам 26 марта и 12 июня».
Вячеслав Макаров: «Отмотайте плёнку на 100 лет назад. Качнуть ситуацию легко. Великая империя – как аплодировали! Качнуть легко, остановить будет очень сложно. Но, что бы там ни говорили, пришли школьники, студенты, но это же наша молодежь, наши дети. Значит, молодёжную повестку дня надо менять. Всем: власти менять, школам менять, институтам, университетам, должна быть система воспитательных работ».
Юрий Зинчук: «Очень важно наладить коммуникацию общества с молодежью, потому что это наши дети, с ними нужно уметь разговаривать. Почему у тех, кто выводит их на улицу, получается это, а у других институтов не получается».
Вячеслав Макаров: «Должна быть концептуальная система работы с молодыми людьми. Надо делиться опытом с молодёжью, работать с молодёжью, надо быть постоянно в гуще, чувствовать кожей, сердцем биение времени, что им необходимо, что нужно».
Юрий Зинчук: «Мне в жизни, наверное, не выпадет судьба стать спикером Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, я всегда очень хотел побывать там, на рабочем месте спикера. Первая фраза, которую вы говорите?».
Вячеслав Макаров: «Здравствуйте, коллеги. Начинаем поимённую перекличку. Никакой лирики. Абсолютно серьёзное лицо. И чтобы все присутствовали на своих местах».
Юрий Зинчук: «Что значит кнопка "Приоритет"?»
Вячеслав Макаров: «"Приоритет" значит, что председатель имеет полное право, если идёт нарушение регламента, отключить. Это приводит к тому, что блокируются все микрофоны, и говорит только председатель».
Юрий Зинчук: «Хорошая кнопка. Вот в жизни бы такую кнопку иметь. "Приоритет" нажал – и всё. Как вы придаёте голосу стали?».
Вячеслав Макаров: «Сталь в голосе при пустых креслах не смоделировать».
Юрий Зинчук: «И ещё один вопрос. Всё-таки, каким главным качеством должен обладать политик, спикер, председатель парламента Санкт-Петербурга?»
Вячеслав Макаров: «Для руководителя любого ранга процесс не должен быть главным. Самым главным должен быть результат. Результат во имя простого человека. Для простого человека важно видеть, что власть твёрдая, решительная, умеет доводить до конца, не равнодушная. Надо всегда сопереживать и остро чувствовать запросы простых людей».