Санкт-Петербург люди привыкли воспринимать как город величественных дворцов, гранитных набережных. И мало кто знает, что еще в начале ХХ века часть пригородов Петербурга были деревянными.

Большая часть зданий сгорела в годы войны. На данный момент, по официальным данным КГИОП, деревянных памятников истории и архитектуры разных лет сохранилось всего 254. На прошлой неделе произошел уникальный случай. Одного из собственников такого объекта оштрафовали за ненадлежащее содержание особняка Бремме, который расположен на 12 линии Васильевского острова.

«Пульс города» решил разобраться, а как вообще сохраняют память о деревянном Петербурге? Все подробности в материале Артура Ходырева.

— Ну это же не родные стекла?
— Наверное, нет. Во время блокады после взрыва могли поменять. Сняли с ванной. Во время блокады здесь была так называемая витаминная аптека.

Этот факт, по мнению краеведа Сергея Виватенко, один из немногих, который придает зданию историческую ценность. В остальном дом на 12-й линии — типичная застройка середины XIX века. Тогда здесь располагались цеха химического завода. Район считался не самым благополучным.

До реставрации дома далеко. Впереди, вероятно, судебные тяжбы между владельцем дома и КГИОП, который хочет полностью сохранить постройку. Причина этого спора юридическая. Особняк Бремме памятником стал недавно, до этого по закону был не более, чем старым деревянным домом.

ДМИТРИЙ РАТНИКОВ,журналист, краевед:
«У деревянных зданий есть статус памятника архитектуры, расположенного в центре города. Еще один статус — это историческое здания. Это не памятники, но здания, которые нельзя сносить. Остальные не имеют никакого статуса».

Чтобы сохранить деревянные постройки, все чаще говорят о том, что их нужно передать в частные руки. Существует даже специальные программа, когда при условии восстановления здания участок вокруг город сдает в аренду за символическую плату.

Дом у Варшавского вокзала еще 10 лет назад был жилым. После его расселили. Два года назад его передали в собственность приходу. Церковь планировала организовать здесь центр помощи нуждающимся.

АРТУР ХОДЫРЕВ,корреспондент:
«Надпись на плакате гласит, что именно здесь располагается центр помощи тем, кто оказался в кризисной ситуации. Абсурд в том, что еще до смены юридического статуса дом облюбовали бездомные. Получается , что теперь они живут здесь официально».

Как правило, восстанавливать нужно не только здание, но и интерьеры. Реставрация мебели, лестниц, деревянного декора — работа особая. Но общий принцип всегда один.

— Есть такое обязательное правило, которое должны соблюдать в принципе все реставраторы: любая работа должна быть обратимой. Все действия должны иметь обратимый характер.

Глядя на процесс восстановления мебели, гораздо проще понять, что уничтожает остатки деревянного Петербурга. Это плесень, сырость и человек.

— Условия хранения и эксплуатации чаще всего бывают ненормальными. Вещь сначала надо высушить, потом выдержать. Ведь не факт, что здоровая древесина.

Целое здание не высушить. Поэтому когда реставрируют дом, часто используют новые элементы. Секрет в том, что определить эпоху создания всей конструкции. Тогда можно найти, к примеру, здание донор.

— Сруб сохранился хорошо, хотя, он изначально не очень качественный. В то же время крытый снаружи вагонкой, изнутри оштукатуренный для защиты от огня. Он стоял и будет стоять еще довольно долго, если бы за ним ухаживали, берегли, поскольку самое страшное — когда начинает течь кровля. Поэтому все неприятные моменты, связанные с погодой, будут отражаться на конструкциях.

Дача Людомира Змигродского только за последние 5 лет горела дважды. Тем не менее, все необходимое, чтобы её восстановить есть: элементы витражей, деревянного декора, чугунной окантовки сохранились. Средняя продолжительность работ — около двух лет. Стоимость зависит от задачи и дальнейшего использования.

ИРИНА ВОЙНОВА,архитектор-реставратор высшей категории, член союза реставраторов России:
«Восстановить и каменное и деревянное здание дешевле, чем его сломать и построить новое. У нас были такие прецеденты, когда мы рассчитывали стоимость сноса и воссоздания и стоимость реставрации. Получалось, что снос и воссоздание дороже стоит, чем реставрация».
АРТУР ХОДЫРЕВ,корреспондент:
«Эта беседка находится в каких-то ста метрах от дачи. Тоже деревянная, но сохранилась на порядок лучше. Потому, что никого не интересует. Ведь для одних ценность этих зданий — архитектура, для других — то, что под ними, земля. А тут какие-то 15 кв. м у перекрестка».

В Сестрорецке каждый год выявляют новые памятники культурного значения. Только на этой неделе под охрану взяли еще три. Дачи начала прошлого века сохранились благодаря тому, что советское время здесь организовывали детские лагеря.

Вообще для деревянных построек непрерывное использование и есть необходимый рецепт долголетия. В Петербурге есть академический пример — здание каменноостровского театра.

ЛЮДМИЛА ГОЛУБЕВА,реставратор:
«Это деревянная конструкция, деревянное здание, которое приспособили под современное использование. Здание подняли, под ним выкопали дополнительные площади. Создали конструкцию бетонную и потом его обратно поставили».

В ближайшие десятилетия летней резиденции БДТ не грозит никакая реставрация. Здание не только восстановили, его оснастили датчиками влажности и температуры. Такие же, вероятно, появятся и на даче Громова.

ВЛАДИМИР РАХМАНОВ,архитектор-реставратор высшей категории:
«Дедушка не может стать юношей. Поэтому необходимо найти баланс, что надо сохранять, а что исправлять. Тут стены в основном сохранились. Но все остальное произошло из-за плохой эксплуатации. Дерево — такой материал ,что при должном уходе здание может стоять века».

Реставрацию дома планируют закончить через два года. Технологии обработки дерева, как и сто лет назад. Строители уверяют, что лучше до сих пор ничего не придумали. В это легко веришь, когда проходишь по старой лестнице. Она даже не скрипит.

На данный момент в Петербурге и пригородах в полуразрушенном состоянии около 254 деревянных построек. Каждая из них, даже если и не представляет архитектурную ценность, то точно хранит память о том, что Петербург ровно половину своей жизни был городом деревянным. Те, кто работают с деревом любят говорить: этот материал живой. Следовательно, за ним нужно ухаживать. В этом случае любой деревянный дом прослужит, не меньше, чем каменный.