Юрий Зинчук,ведущий: «Традиционная прямая линия Президента Владимира Путина. 73 вопроса. 3 часа 56 минут. 15-я по счёту. К этому формату уже не просто привыкли, он уже стал одним из ключевых событий в политической жизни России. Своего рода обозначение повестки дня, по которой живёт страна. По словам Владимира Путина, для него как президента эта прямая линия – в первую очередь возможность понять, а в какой точке своего исторического развития находится страна. Это способ почувствовать, чем сейчас, что называется, дышит Россия. Что беспокоит наш народ. Многие наблюдатели отметили, что в этот раз больше всего Путин уделил внимание такой проблеме, как снижение уровня доходов населения. Он даже привёл такую цифру. Ниже среднего уровня дохода в тяжелое время кризиса 2008 года находилось около 10 процентов граждан. А сейчас эта цифра увеличилась до 13 с половиной процентов. И по его ответам можно было понять – для Путина сейчас это самая острая проблема.
Ну а теперь давайте посмотрим, на что в манере, стиле, форме подачи тех или иных фактов и смыслов со стороны Президента обратили внимание наблюдатели. Давайте проведём этот своеобразный лингвистический, психологический и политический анализ выступления главы государства».
Первое, что бросалось в глаза – у Владимира Путина на столе не было практически ничего. Ручка и белая кружка с гербом России. И еще несколько абсолютно чистых листов бумаги. При этом Путин почти как компьютер выдавал точные цифры, факты, цитаты. Эксперты подсчитали, за 4 часа общения Путин в своей речи применил более 70 цифр, цитат и статистических данных по отраслям экономики, политики и культуры. При этом никуда не подглядывая и ни на секунду не задумываясь. Такой памятью обладают математики, программисты или профессиональные шахматисты.
Многие политологи заметили одну психологическую особенность в выступлении Путина. Он был гораздо более сдержанный, терпеливый и даже миролюбивый по сравнению с прошлыми прямыми линиями. Вместо одного из самых влиятельных людей в мире, как писал журнал Форбс, многие увидели сдержанного, терпеливого и интеллигентного собеседника. Который спокойно как бы на кухне за чашкой чая, рассказывает о своих планах, заботах и проблемах. Кстати, потом Дмитрий Песков на вопрос журналистов пояснил, что в белой кружке с гербом на столе у Президента был действительно обычный чёрный чай. Такая модель поведения тем более казалась парадоксальной, если учесть, что многие эксперты эту прямую линию оценивали как начало предвыборной кампании Владимира Путина. Ведь в следующем году Россия будет выбирать президента. Но путин был сдержан. И эмоции можно было заметить только тогда, когда речь заходила о чём-то очень близком для него. Даже личном. Например, когда он сообщил о рождении второго внука. Или когда почти со слезой вспоминал историю болезни своего отца.
Это личное соучастие с аудиторией отнюдь не мешало Путину в нужные моменты, как говорят психологи, включать грозного руководителя. Сложно даже представить, как ёкнуло сердце у главы Забайкальского края, когда он услышал эти слова, в ответе на вопрос, почему не помогают пострадавшим от лесных пожаров. Или как вздрогнул глава Ставрополья, услышав в свой адрес вот такой вопрос от тёзки: «Где деньги, Владимир Владимирович?»
В интернете потом долго шутили по поводу реакции чиновников на слова главы государства. Впрочем, для России это извечная тема – мудрый царь и нерадивые чиновники. Исторический контекст вполне традиционный для отечественной системы власти. Эта прямая линия была из всех пятнадцати, наверное, самая лаконичная и сдержанная по форме. Не было крикливых плакатов, не было шоу с вопросами, не было анекдотов от Путина. Был ровный методичный информационный фон, и новостной шум чем-то напоминающий гул мотора летящего на высоте самолёта. Пока она есть, его даже не замечаешь. Но становится очень тревожно, когда этот звук умолкает.