Волна преступлений, связанных с несанкционированным применением огнестрельного оружия прокатилась по России. Вся страна содрогнулась после того, что произошло в Подмосковье. Когда так называемый «кратовский стрелок» открыл стрельбу по соседям. Или страшная трагедия в Туле, когда преступник хладнокровно убил девять человек. Из оружия, на которое он имел разрешение.
Петербург не стал исключением в этой череде преступлений, хоть и не настолько страшных, но от этого не менее драматичных. Пулковская улица. Несколько дней назад мужчина начал стрелять по прохожим. На этой неделе в Петербурге задержали троих мужчин, открывших стрельбу в квартире дома на Серебристом бульваре. В результате сотрудники СОБРа задержали этих граждан. Все они находились в состоянии алкогольного опьянения. Давно известна одна простая истина – стреляет не оружие. Стреляет человек. Почему сейчас возник всплеск подобного рода преступлений? Как это остановить? Нужно ли разрешить свободную продажу оружия? Или вообще его запретить? Репортаж Елены Болдышевой.
10 июня. День. Подмосковье. Поселок Кратово. Местный житель убил четырех человек.
За неделю до этого. Тверская область. Тихий электрик Сергей Егоров из своего ружья убил девять человек.
10 июня. Вечер. Петербург. Пулковская улица. Пьяный стрелок ранил из пневматики двоих.
6 июня. День. Улица Савушкина. Пьяный мужчина пришел к соседям выяснять отношения.
Убить не успел. Приехала полиция. Ружье изъяли. После громких бытовых конфликтов с оружием поднимается волна споров о запрете. И сторонники, и противники сходятся в одном – чаще всего размахивать оружием начинают в состоянии алкогольного опьянения.
Вот два графика. Первый показывает количество убийств на душу населения. Второй — количество литров чиста спирта на человека.
КОЛИЧЕСТВО УБИЙСТВ НА 100 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ:
РОССИЯ — 7,1
ЛИТВА — 7,1
БЕЛОРУССИЯ — 4,6
США — 4,6
ИТАЛИЯ — 0,9
ИСПАНИЯ — 0,8
ШВЕЙЦАРИЯ — 0,7
ЯПОНИЯ — 0,3
РОССИЯ — 14, 2
ЛИТВА — 12, 9
БЕЛОРУССИЯ — 11.3
ИТАЛИЯ — 10,8
ИСПАНИЯ — 10,5
США — 9,4
ШВЕЙЦАРИЯ — 8,7
ЯПОНИЯ — 8,3
Где больше алкоголя, там больше убийств. Сегодня в Петербурге на руках у граждан 328 тысяч единиц оружия. После расстрела в Тверской области Росгвардия проверяет всех владельцев.
Алексей Данке, начальник пресс-службы ГУ Росгвардии по СПб и ЛО: «Две тысячи семьсот граждан были привлечены к административной ответственности».
Елена Болдышева, корреспондент: «Закон может запретить гражданам владеть гражданским и охотничьим оружием. Но кто запретит неуравновешенным людям взять в руки традиционные русские средства самообороны, которые, кстати, продаются в любом хозяйственном магазине?»
Это один из крупнейших оружейных магазинов Петербурга. Продавцы уверены — запреты проблемы не решат.
Сергей Субетто, директор оружейного магазина: «Убийство можно совершить любым предметом. Более того, садовый инвентарь подходит точно так же, как и огнестрельное оружие. Потому что он в легкой доступности, к нему не нужно покупать патроны».
Гайки закручивают, а трагедии не прекращаются. Это слесарь Юрий Савин. Ему и запреты не помеха. И лицензии не понадобились. Пистолет сделал сам. Убил соседей. На суде признался — достали. А это статистика МВД. 94 процента вооруженных преступлений совершают с помощью стволов, купленных на черном рынке.
По мнению специалистов, проверять нужно не сейфы владельцев, а психику. Сейчас перед получением лицензии к психиатру приходят всего лишь один раз.
Дмитрий Ковпак, психолог, психотерапевт: «Для того чтобы разобраться в ситуации глубже, нужна динамика, нужна система, которая моделировала бы ситуации и, условно говоря, тестировала бы реакции в проблемных ситуациях».
Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Стендовая стрельба. Олимпийский вид спорта. Хобби английской аристократии. Культура формировалась веками. Правила строгие. Ружье должно быть направлено только на цель. Во всех остальных случаях — переломлено».
Профессиональные спортсмены считают, что нужно переломить систему. Вернуться к советскому опыту лицензирования. Например, в Финляндии, к выдаче разрешений на оружие подходят так же, как это делали в СССР.
Сергей Сафронов, заместитель исполнительного директора стрелкового комплекса «Олимпиец»: «В Финляндии два года человек состоит в охотничьем обществе, участвует в охотах, в качестве загонщика, подмастерья, и после этого охотничье общество ходатайствует о том, чтобы человеку дали разрешение на оружие. Такая же практика присутствовала Советском Союзе».
Сегодня, чтобы получить разрешение, например, на травматическое оружие, достаточно посетить однодневные курсы.
Чему можно научить за это время? Для справки, в Петербурге оружием владеют 144 тысяч человек.