Один из крупнейших банков России на этой неделе впервые доставил наличность при помощи инкассаторского дрона. Доставка денег была осуществлена от кассового центра до инкассаторского автомобиля, а проводилась она на скорости 180 километров в час на расстояние 10 километров. Опыты по транспортировке по воздуху медицинских препаратов и просто доставка товаров, купленных в магазине, сейчас уже становятся обычной практикой. Кстати, прототип первого в мире квадрокоптера появился в 1922 году. Его изобретатель — американец русского происхождения Георгий Ботезат. На деньги армии США конструктор построил летательный аппарат на растяжках от фортепьянных струн. Коптер даже оторвался от земли. Но вскоре этот проект был закрыт. В виду бесперспективности подобного рода разработки.
Зато сейчас коптеры в буквальном смысле меняют нашу жизнь. Об этом – в репортаже Евгения Соловьева.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Самое широкое применение квадрокоптеры получили как игрушки. По всему миру проходят даже гонки на дронах. К слову, самый быстрый и самый крепкий дрон родом из Петербурга. И к слову же, его конструктор — молодой инженер с воздушной фамилией Орлов, говорит, что аппарат, хоть и называется беспилотником, без пилота обойтись пока не может.
Алексей Орлов, создатель дрона NIMBUS: «Проблема даже не в самих аппаратах, а в алгоритмах управления. Это же касается современных автомобилей. Сколько лет уже бьются над созданием автопилота для автомобиля? По большому счету именно автопилота, а не помощника для водителя, до сих пор нет. Так же и здесь. А ведь здесь задача гораздо сложнее».
Обучиться пилотажу можно самостоятельно или нанять тренера. Педагог-хореограф Анна пошла по второму пути. Благо, в Петербурге, найти объявление из разряда «научу летать» не представляется сложным.
Анна, педагог-хореограф: «Решение пришло стать пилотом, потому что я много путешествую. А сейчас, путешествуя, хочется запечатлеть все это на камеру, чтобы смотреть вечерами».
ДРОН-ШПИОН
Подцепить под брюхо летающей машины камеру, без преувеличения, «идея на миллион». Если не на миллионы, а может и миллиарды. И активно монетизировать эту идею стали все, кто занимается профессиональными фото и видео съемками. Видеопорталы за короткий промежуток времени буквально заполонили кадры, снятые с высоты птичьего полета. Новая точка зрения на привычные вещи и события.
Военные увидели в этом сегменте свои интересы. Маленький, практически бесшумный беспилотник, может вести разведку. Или корректировать артиллерийский огонь.
ДРОН-КУРЬЕР
Видят перспективы использования квадрокоптеров и покорители Арктики. Полярные станции, которые находятся на большом удалении от цивилизации, могут снабжаться всем самым необходимым как раз с помощью дронов.
Дмитрий Литвинов, организатор соревнований дронов: «Они могут взять на себя рутинную работу. Сложную или в чем-то опасную. И, в принципе, делать ее автоматически. Люди просто будут приобретать профессию по обслуживанию дрона».
При этом, петербургские ученые не просто сторонники, а инициаторы всего нового. Например, в ИТМО этим летом закончат тестировать программу использования беспилотников как курьеров. Они будут переносить из офиса в офис документы. При этом двигаться по маршруту в автоматическом режиме.
Евгений Соловьев, корреспондент: «Доставка грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов сегодня — это одно из самых перспективных направлений гражданской области применения квадрокоптеров. Только представьте, вы гуляете в парке и вдруг ощущаете непреодолимое желание выпить чашечку горячего кофе. Кафетерия поблизости нет, зато есть смартфон со специальным приложением. Оформляем заказ и ждем не совсем обычного курьера. Он прибудет в заданную точку по заданным же координатам. Уже существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют беспилотникам передвигаться по заранее составленному маршруту без помощи оператора. Дроны стремительно крепнут в интеллектуальном плане. Дроны становятся умными».
ДРОН И ЗАКОН
Другая проблема – полеты сегодня стали абсолютно бесконтрольными. Дроны бесцеремонно влетают в чужое личное пространство и личную жизнь. Квадрокоптеры-папараци стали фиксировать то, что априори должно быть скрыто от посторонних глаз. С одной стороны это нервировало. С другой стороны, стало поводом задуматься, что можно противопоставить нарушителям закрытого воздушного пространства. Так появились дроны-перехватчики, специальные устройства, блокирующие радиосигнал и даже пернатые охотники.
Но самый «эффективный щит» придумали законодатели. Сегодня в России действует целая кипа сводов, норм и правил, которые жестко регламентируют полеты дронов. Чтобы поднять в небо беспилотный летательный аппарат нужно пройти такое количество согласований, что проще отказаться от этой идеи. Или летать на свой страх и риск. Подавляющее большинство владельцев квадрокоптеров, особенно из числа фотографров-любителей, так и делает.
Александр Лаврентьев, руководитель рекламного агентства: «Получить такое согласование довольно проблематично. Хоть дрон и является безопасной техникой, но все же организаторы и МВД, которые контролируют массовые мероприятия, предпочитают не рисковать и не выдавать такие разрешения».
Но, в любом случае, маленькие винтокрылые машины сделали чуть ближе извечную мечту ходящих по земле. Ах, отчего люди не летают как птицы, вопрошала Катерина из Грозы Островского… Летают!