Юрий Зинчук, ведущий: «Если вы еще не решили, как провести выходные, мы вам это решение подскажем. В Музее Фаберже на Фонтанке открылась выставка Сальвадора Дали. Не сходить на неё петербуржцу означает навсегда прослыть среди знакомых и друзей ленивым и нелюбопытным обывателем, которого интересует только курс доллара или прогноз погоды на завтра. Недопустимая оплошность. Но если вы в силу своей занятости не можете этого сделать, программа "Пульс города" готова прийти на помощь. Мы вас сводим на эту выставку сами. И поможет нам в этом известный петербургский художник, работающий в жанре мультреализма – Николай Копейкин. Присоединяйтесь к нам, и идём разгадывать тайну творчества великого каталонца-мистификатора и короля эпатажа».
Юрий Зинчук: «Николай, привет. Где ещё встретиться двум интеллигентным петербуржцам, кроме как не здесь, на выставке Дали? Я предлагаю так: пойдём и покажем народу, кто это такой – Дали. Тем более, такого компетентного собеседника, как ты, в этом плане, сложно найти».
Николай Копейкин, художник: «Даливеда, я бы сказал».
Юрий Зинчук: «Скажи как художник художнику, Дали – это что за художник?»
Николай Копейкин: «Очень хорошо рисовал. Хороший буржуйский художник».
Юрий Зинчук: «Ты как художник, который работает в жанре мультреализм, в некоторой степени, ты продолжатель сюрреализма. Это продолжение Дали».
Николай Копейкин: «В принципе, да».
Юрий Зинчук: «Ты бросаешь взгляд и говоришь: ах!»
Николай Копейкин: «Стена. Больше всего нравится стена, этот кусок».
Юрий Зинчук: «Такой свет я видел только у одного художника. У Архипа Ивановича Куинджи».
Николай Копейкин: «Согласен. У Куинджи несколько проще задача. Ему нужно было сделать свет в темноте. А это свет при свете. Очень сложно сделать. И это Дали смог передать. В этом, наверное, и есть мастерство Сальвадора Ивановича Дали, в том, что он этого добился. При жизни.
Это связано с наукой, религией и искусством. В этой пещере находится камень познания многогранный. Он в это время был увлечен поиском четвёртого измерения».
Юрий Зинчук: «Он эти часы расплавляет, как сыр. Действительно, время, пространство – всё едино. Одно зависит от другого. Это то, что Лобачевский предсказал».
Николай Копейкин: «А это уже перед смертью. У него умерла жена. Они были близкими людьми с Галой».
Юрий Зинчук: «Хотя она ему изменяла, они до последнего дня прожили вместе. Как так можно?».
Николай Копейкин: «Мог бы и послать подальше даму. Но не сделал этого. Он любил её. Потому что ку-ку. Ну что делать? Вот такие они – эти художники-сюрреалисты».
Юрий Зинчук: «Невероятная картина. Пронзительная картина. Я не понимаю, что здесь. Женский силуэт, рука держит бабочку».
Николай Копейкин: «Эта картина стала предметом вдохновения для Ридли Скотта, который снял "Молчание ягнят"».
Юрий Зинчук: «А я думаю, почему от неё идет такой неописуемый ужас, страх».
Николай Копейкин: «Я бы назвал это "некроужас". "Некрореализм". В принципе, она выглядит как привидение».
Юрий Зинчук: «А это что такое? "Костюм для обнаженной с хвостом трески". Вдумайся только в название. Коль, у тебя такие образы не рождаются?»
Николай Копейкин: «Я их… (блокирую)»
Юрий Зинчук: «Нельзя так глубоко уходить?»
Николай Копейкин: «Нет, можно! Бывает так, что и уходишь. А потом боишься. Начинаешь как рак пятиться назад. Можешь и не вернуться обратно».
Юрий Зинчук: «Как этот образ рождается?»
Николай Копейкин: «Будем считать, что это волшебная сила искусства. Волшебная, потому что магическая. Никто не знает, как рождается мысль. Как искра – раз! И вдруг родился образ. Быстренько записал его, нарисовал, отложил. Потом вспоминаешь – неужели это я придумал?».
Юрий Зинчук: «Это у нас иллюстрации к "Божественной комедии"».
Николай Копейкин: «У нас учительница по физике была один в один».
Юрий Зинчук: «А мне что напомнило… Не буду говорить».
Николай Копейкин: «Дали ушел от сюрреалистов, потому что они все были "леваки". Они болели левыми идеями. Он ушел оттуда в коммерцию».
Юрий Зинчук: «Этот эпатаж – он изменился, как-то переиначился?
Николай Копейкин: «Он, конечно, более политизированный. В первую очередь, сделан художниками, чтобы привлечь СМИ».
Юрий Зинчук: «Мне кажется, лучше ходить с восковой головой, чем прибивать различные части тела к брусчатке Красной площади. Менее болезненно и более эстетично.
Если бы я не знал, что нахожусь на выставке Дали, я бы сказал – это не Дали ни разу».
Николай Копейкин: «Есть такой элемент недоделанности. Тем не менее, живописная составляющая настолько велика, что всё это – живопись.
Вот ещё интересная работа. Здесь остатки сюрреализма присутствуют».
Юрий Зинчук: «Конечно, это совсем другой Дали. Но и тут в нём просыпается тот трагический Дали, который ощутил тяжесть бытия».
Николай Копейкин: «1982 год. Меня в этой работе удивила одна вещь. Он здесь себя нарисовал и Галу. Здесь он, наверное, пытался найти какую-то метафору. Здесь два камня, они висят. Наверное, он имел в виду себя и её».
Юрий Зинчук: «Глубокая картина.
А вот такие картинки я видел на первом этаже Академии художеств. Там есть лавочка, студенты рисуют. За 300-500 рублей можно купить».
Николай Копейкин: «К таким проектам, как иллюстрации к литературе, нужно относиться как к литературным персонажам. Все эти работы – как актёры разных планов. Без них спектакля не будет. Поэтому стоит к этому относиться не как к отдельной работе, а как к целому проекту, к целой книге. Отдельно взятое не имеет того смысла, которое оно играет в целой пьесе».
Юрий Зинчук: «Приду домой после интервью с тобой и перечитаю "Божественную комедию" Данте.
Здесь заканчивается просмотр. Было паломничество на Серова. Было паломничество на Айвазовского. Сейчас паломничество на Дали. Чем это можно объяснить?»
Николай Копейкин: «Главное – это то, что и Дали, и Айвазовский, и Серов – это люди, художники, которые обращались к внутреннему миру человека. Их посыл понятен людям. Даже такой странный, сюрреалистичный. Мы находим каждый свои аллюзии на свои пограничные состояния. Поэтому он так популярен».
Юрий Зинчук: «Твой мультреализм тоже не такой простой».
Николай Копейкин: «Мой мультреализм направлен в основном на детей преклонного возраста».
Юрий Зинчук: «Прекрасно! Любите сюрреализм, любите реализм, любите мультреализм, любите искусство! Любите живопись! На этой возвышенной и одухотворённой ноте мы с тобой и расстаёмся».