В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева и Алексей Титков, актёр.
Тимофей Зудин, ведущий: ТЮЗ имени Брянцева обращается к драматургии середины XX века, и завтра на сцене театра состоится премьера – спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Главный режиссёр театра Сусанна Цирюк, признанный мастер сцены, лауреат «Золотой маски», представит авторское видение знаменитой пьесы. Все прекрасно помнят фильм режиссёра Виталия Мельникова 1975-го года «Старший сын», сравнивать будут неизбежно. Как вы считаете, в чём сходство вашей постановки с кинокартиной и в чём отличие?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Для меня это странный вопрос, потому что сравнивать театр и кино невозможно. Кто-то из великих очень точно сказал, что и в кино, и в театре артист ходит по канату. Только в кино этот канат лежит на полу, а в театре натянут на большой высоте, и права на ошибку нет. В кино есть дубль. К сожалению, сейчас не вспомню автора цитаты, но, кажется, это был Феллини.
Тимофей Зудин, ведущий: В чём заключается ваше авторское видение этой пьесы?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Для этого, наверное, нужно прийти на спектакль. О степени моего авторского видения должны судить зрители и критики.
Анна Смирнова, ведущая: Тогда перейдём к актёрам. Алексей, расскажите, каким стал Андрей Сарафанов в вашем исполнении. Зрители помнят образ Евгения Леонова, а у вас всё-таки другой типаж.
Алексей Титков, актёр: Конечно, этот фильм для нашего поколения – культурный код. Здесь главное, как ни странно, сделать вид, что ты его не видел, и просто профессионально заниматься пьесой и ролью. У меня уже был похожий опыт, потому что в спектакле «Обыкновенное чудо» я играю короля – это тоже роль Леонова. Там было страшнее. Сейчас уже второй раз, и полегче. Единственная проблема – теперь я не могу спокойно смотреть два своих любимых фильма: «Старший сын» и «Обыкновенное чудо». Если говорить о роли, для меня этот человек абсолютно честный и искренний. Это конец 1960-х годов, и он искренне не понимает, почему другие живут иначе, не по правде. Там даже есть сцена, когда он уходит из дома, как Толстой из Ясной Поляны.
Тимофей Зудин, ведущий: А жанр спектакля? Пьеса заявлена как комедия, но там много трогательных, почти до слёз моментов.
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Тем они и пронзительнее, чем комичнее сама ситуация. Это классическая комедия положений, внутри которой заложены библейские истины: возлюби ближнего своего. Вампилов работает на контрастах и парадоксах.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть это пьеса о любви?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Если говорить о любви в широком, вселенском смысле этого слова – да.
Тимофей Зудин, ведущий: Сусанна, вы по образованию режиссёр оперного музыкального театра. В фильме большую роль играла музыка, в том числе Рахманинов. Какую роль музыка играет в вашем спектакле?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Мы отталкивались от эпохи оттепели, когда в страну пришёл джаз, появились советские песни в этом стиле, на экраны вышли французские и итальянские фильмы. Мы использовали эту музыку в современной аранжировке. Композитор – Василий Тонковидов, с которым у нас уже вторая совместная работа. Музыка здесь – примета эпохи надежд.
Анна Смирнова, ведущая: Какого зрителя вы ждёте? Будет ли спектакль интересен и понятен подросткам?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Мне кажется, да. Взрослая публика будет ностальгировать по времени, когда не закрывали двери и верили на слово. Для подростков ситуация универсальна и вне времени, а на сцене почти их ровесники. Судя по тому, с каким интересом работают молодые артисты, многие из которых не смотрели фильм и не читали пьесу, у молодёжной публики тоже будет интерес.
Тимофей Зудин, ведущий: Волнуетесь перед премьерой?
Сусанна Цирюк, главный режиссёр Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева: Конечно, это нормально. Очень волнуемся.