В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы».
Тимофей Зудин, ведущий: Удивительно, но любовь оказалась сильнее голода и лишений. В годы блокады ленинградские ЗАГСы зарегистрировали более 14-ти тысяч браков. Сегодня в выставочном зале Смольной руководитель проекта «Блокадные свадьбы» Валерия Рылеева проведёт лекцию «Необычайные события блокадного Ленинграда: свадьбы». Как вообще появилась идея проекта «Блокадные свадьбы»?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Сегодня я специально взяла книгу, с которой началось наше исследование. В 2008-м году, когда я была студенткой Университета культуры, я собирала материал для курсового сценария театрализованного представления. Как внучка человека, пережившего блокаду, мой дедушка все 872 дня провёл здесь. Я понимала, что буду писать сценарий, посвящённый полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, но как режиссёр не хотела, чтобы со сцены говорили только о том, что убивало. Хотелось говорить о том, что давало силы жить. Выбор был большой: работали театры, кинотеатры, существовал блокадный спорт, проходили праздники, работал зоосад. Тогда моя подруга, крёстная моей дочери, сказала: «Лера, расскажи о блокадных свадьбах», и подарила мне книгу Анатолия Викентьевича Королькевича, где описывается свадьба на Выборгской стороне. С этого момента и началось наше исследование.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как проходили сами свадьбы в этих тяжелейших условиях? Приглашались ли гости? Как выбирали наряд для невесты?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: У всех, конечно, всё было по-разному. Могу сказать одно: все старались сделать этот день праздником. Это был кусочек мирного времени, который люди создавали своей душой и своей любовью. По нашим данным, сейчас известно о 30-ти свадьбах, сыгранных в блокадном Ленинграде. У большинства были гости. У двух невест были свадебные платья. Третья невеста сшила себе свадебную блузку из парашютного шёлка и вышила её. Гости старались собраться, потому что в России свадьба невозможна без трапезы, а совместная трапеза объединяет.
Тимофей Зудин, ведущий: Даже удавалось что-то собрать на стол?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Да, потому что совместная трапеза делает людей родственниками. Даже если не было практически ничего, всё равно старались. Художники на свадьбе Ярослава Сергеевича Николаева и Марии Григорьевны Петровой написали на холсте пиршественный стол. А из еды были только кусочки пайки хлеба, настоящий хлеб, маленькая тарелочка. Когда Мария Григорьевна и Ярослав Сергеевич вошли в мастерскую, сначала глаза разбежались, а потом они подошли ближе и увидели, что всё это написано краской.
Тимофей Зудин, ведущий: Очень трогательная история. Наверняка многие познакомились и приняли решение пожениться ещё до войны. Случались ли знакомства, которые заканчивались свадьбой уже в осаждённом городе, и как они происходили?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Самое удивительное заключается в том, что из 30-ти свадеб только две пары были знакомы до блокады. Все остальные познакомились уже в блокадном Ленинграде.
Тимофей Зудин, ведущий: Удалось узнать подробности таких знакомств?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Конечно. Я могу показать фотографию. Например, Сергей Николаевич и Вера Константиновна. Вера Константиновна жива. Они познакомились в декабре 1942-го года на танцевальном новогоднем вечере. Вот здесь другая история: Варвара и Александр были знакомы ещё до блокады, но удивительна она тем, что оба были донорами и регулярно сдавали кровь. Чтобы накрыть стол, кровь сдавали сами молодожёны, их мамы и сёстры Варвары Митрофановны. Более того, состоялось венчание в Князь-Владимирском соборе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я вижу на фотографии фату, невеста в платье.
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Самое удивительное, что платье было перешито из шёлковой ночной сорочки бабушки жениха Марии Александровны Бенуа – той самой, которая вместе с мужем Леонтием Николаевичем Бенуа в 1914-ом году передала в Эрмитаж картину Леонардо да Винчи, получившую название «Мадонна Бенуа». Их внук женился 20-го июня 1943-го года. Фатой стал тонкий оренбургский пуховый платок Варвары Митрофановны. Он настолько тонкий, что проходит через обручальное кольцо. Чулки невесте отдала будущая свекровь Нина Леонтьевна, свои подвенечные. Так люди поддерживали друг друга.
Тимофей Зудин, ведущий: Были и другие истории знакомств?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Конечно. Знакомились на танцах, на работе. Вот Мария Григорьевна и Ярослав Сергеевич – портреты Ярослав Сергеевич написал в 1942-м году. Эта свадьба состоялась в Лисьем Носу. Надежде не было 18-ти лет, а её супругу Александру было 22 года. Познакомились на проходной фабрики имени Володарского. В 1943-м году он пришёл на свидание с кусочком хлеба и шоколада, а в 1944-м, когда экипажу дали двухнедельный отпуск, пришёл с предложением руки и сердца. Свадьбу сыграли 27-го января 1944-го года, в Ленинградский День Победы, и с 1945-го года отмечали сразу два праздника – День Победы Ленинграда и годовщину свадьбы.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы собирали материалы, встречались ли с потомками этих семей?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Да. В 2016-ом году мои ученицы продолжили начатое мной исследование. Тогда мне было известно только о 5-ти блокадных свадьбах. Девочки, будучи семиклассницами, начали поиски. На одной из фотографий 2019-го года среди нас – дочь Ярослава Сергеевича и Марии Григорьевны, Ольга Александровна Сорокина. Мы общались с родственниками, записывали их рассказы и стараемся сохранять интонацию живого повествования. С женихами пообщаться уже не удалось, но с Сергеем Николаевичем я была знакома ещё в 2008-м году.
Тимофей Зудин, ведущий: Как будет построена сегодняшняя лекция?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Я буду рассказывать о том, как познакомились, как сыграли свадьбу и как сложилась дальнейшая семейная жизнь, потому что у каждой свадьбы есть история до и история после.
Тимофей Зудин, ведущий: Что, по-вашему, двигало людьми, почему они принимали это решение именно тогда?
Валерия Рылеева, руководитель проекта «Блокадные Свадьбы»: Есть история, где жених сватался во время блокады, а невеста ответила: «Сейчас блокада. Какая свадьба?» Они поженились сразу после освобождения Ленинграда. А те пары, что сыграли свадьбы в осаждённом городе, руководствовались настоящей любовью. Когда у человека отнято всё – земля и небо, когда снаряды летят сверху и снизу, когда голод может в любой момент забрать жизнь твою или любимого человека, остаётся только пространство души и отношений. В нём люди и создавали свой мир. Вера Константиновна Гаврилова говорила, что они выжили, потому что объединились и помогали друг другу. Потомки вспоминали рассказы родителей, дедушек и бабушек о взаимопомощи. Именно эта взаимопомощь помогала выжить и оставаться человеком.