В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вячеслав Кокин, автор книги, краевед.

Ксения Бобрикова, ведущая: 27 января на календаре – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В Петербурге представили книгу «Блокадный экран. Кинотеатры, зрители, фильмы». Её написали краевед Вячеслав Кокин и сценарист Алексей Дунаевский. Авторы проделали большую работу, скрупулёзно собирая материал о малоизученном периоде жизни осаждённого города. В Ленинграде перед началом Великой Отечественной войны работало 43 кинотеатра, не считая кинозалов в клубах и домах культуры.

Тимофей Зудин, ведущий: Что же с ними стало во время блокады? Какие картины смотрели ленинградцы? Как показ фильмов влиял на моральный дух фашистов?

Ксения Бобрикова, ведущая: Кинопоказы в блокадном Ленинграде – явление малоизученное. Что вас подтолкнуло к написанию этой книги? Какие есть факты или истории?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: К написанию этой книги прежде всего подтолкнула семейная история. Лет 10 назад родственники передали мне альбом моей двоюродной бабушки, которая вместе с родителями жила на Васильевском острове и провела здесь все годы блокады. По воспоминаниям, она любила ходить в кино и на память собирала сувенирные карточки с артистами и кадрами из фильмов, которые бережно вклеивала в альбом. Этим она занималась и после войны. В какой-то момент этот альбом оказался у меня в руках. Просматривая его, я даже не знал названия многих представленных там фильмов. Потом начал сам собирать подобные карточки.

Тимофей Зудин, ведущий: Мы знаем, что вы опирались не только на фотосвидетельства, но и на блокадные дневники. Как люди описывали поход в кино в блокаду? Это было опасно – обстрелы, бомбёжки, тяжёлое физическое состояние.

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Совершенно верно, у каждого была своя мотивация для похода в кино. Кто-то шёл, чтобы провести время, кто-то – согреться, расслабиться, кто-то – на время забыть о чувстве голода. Отправляясь в кино, люди не знали, вернутся ли обратно. Трамваи не ходили, приходилось идти пешком. Кинотеатры часто находились далеко от дома.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть даже сам поход был маленьким подвигом?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Маленьким подвигом – не только для зрителей, но и для сотрудников кинотеатров. В основном киномеханиками в блокадном Ленинграде оставались женщины. Один фильм – это порядка 6-ти коробок с плёнкой, которые нужно было пешком донести, например, с Владимирского проспекта до кинотеатра, чтобы затем показать зрителям.

Ксения Бобрикова, ведущая: Каким был репертуар кинотеатров? Находилось ли место романтическим комедиям в тот период?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Репертуар был разным. Где-то показывали только кинохронику, особенно в первые годы войны. Где-то шли художественные фильмы – «Чапаев», «Александр Невский». При этом привозили и новинки. В блокадном Ленинграде в начале войны вышли «Антон Иванович сердится» в августе 1941-го года и «Маскарад» в сентябре 1941-го года – последний фильм «Ленфильма» перед эвакуацией. Показывали и весёлые комедии. В дневниках встречаются разные реакции: одни писали, что в такое время смотреть комедии нельзя, другие отмечали, что именно такие фильмы и были по-настоящему военными, потому что поддерживали дух.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как покупали билеты, если кассы не работали?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: С этим возникали серьёзные сложности. Билеты стоили дорого – от 2-х до 5-ти рублей и выше, в зависимости от кинотеатра. Иногда их покупали у спекулянтов даже за дневную пайку хлеба. На предприятиях было проще – директор завода или цеха мог забронировать билеты для сотрудников и организовать культпоход. Подобные показы проводились и в госпиталях. Иногда кинопередвижки устраивали прямо на заводах.

Тимофей Зудин, ведущий: У нас в руках уникальные документы той эпохи – кинобилеты. Некоторые из них сделаны буквально на спичечных этикетках, где от руки писали название кинотеатра, ряд и место.

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Да, всё заполнялось вручную, другого способа просто не было.

Тимофей Зудин, ведущий: Картина «Разгром немецких войск под Москвой» получила «Оскар» как лучший документальный фильм. Показывали ли её в осаждённом городе?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Да, совершенно верно. Фильм вышел во всесоюзный прокат в феврале 1942-го года, а в Ленинграде его показали в марте, когда 4-го марта 1942-го года открылся первый кинотеатр «Молодёжный» – на углу Садовой улицы и проспекта 25-го Октября, нынешнего Невского. На архивных фотографиях видно огромную очередь на эту премьеру. В 1985-м году в фойе кинотеатра установили памятную доску о первом показе этого фильма.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сохранились ли в дневниках отзывы об этом фильме?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Да, сохранилось много записей. Люди писали, что другого кино почти не было, а по кинопоказам очень скучали. Не всем удавалось попасть в кинотеатр. Одна девушка, жившая далеко, смогла посмотреть фильм только в апреле, хотя он вышел в феврале.

Тимофей Зудин, ведущий: В Ленинграде во время блокады не только показывали, но и снимали фильмы. Какие это были картины?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Помимо художественных фильмов, стоит выделить документальный фильм «Ленинград в борьбе». У меня в руках газета от 11-го июля 1942-го года. Это одна из самых сильных документальных лент того времени. Несмотря на цензурные правки, хроника, снятая ленинградскими операторами, остаётся уникальной.

Ксения Бобрикова, ведущая: Работа кинотеатров фиксировалась немецкой разведкой. Известно, как это влияло на моральный дух фашистов?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Немецкая агентура докладывала, что в Ленинграде продолжается культурная жизнь. Это приводило их в ярость. В книге «Блокадный экран» мы приводим документы 1943-го года, где указаны объекты, подлежащие первоочерёдным бомбардировкам, включая кинотеатры и дома культуры.

Ксения Бобрикова, ведущая: То есть именно поэтому?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Да, эти очаги культуры были выделены на схемах как цели для уничтожения.

Тимофей Зудин, ведущий: К счастью, масштабных бомбёжек кинотеатров не произошло.

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Да, из всех кинотеатров был полностью разрушен только один – «Олимпия» на Московском проспекте. Во время сеансов разрушений не было, жертв среди зрителей зафиксировано не было.

Тимофей Зудин, ведущий: Как вы работали над книгой? Это архивы, библиотеки, семейные истории?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Прежде всего архивная работа – документы управления кинофикации, дневники, домашние архивы. Люди, узнавая о проекте, присылали письма и материалы.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вкратце, о чём одно из таких писем?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Женщина в октябре пишет мужу на фронт, что сходила в кино несмотря ни на что и посмотрела комедию с Яниной Жеймо «Приключения Корзинкиной». Пишет, что фильм глуповатый, но очень весёлый. Также одна семья передала справку о том, что их бабушка в годы блокады работала билетёршей в кинотеатре «Рабочий» на Большом Охтинском проспекте.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какие фильмы вы бы посоветовали подрастающему поколению посмотреть из тех, что шли в годы блокады?

Вячеслав Кокин, автор книги, краевед: Для подрастающего поколения я бы посоветовал фильм 1944-го года «Жила-была девочка». Он снимался непосредственно в Ленинграде и очень точно передаёт атмосферу того времени.