В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Степанова, руководитель хора и Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива.
Николай Растворцев, ведущий: «Споёмте, друзья!» – одно из трёх названий известнейшей песни, которая родилась в августе 1941 года в Ленинграде и посвящена всем морякам-героям Великой Отечественной. Концерт с одноимённым названием пройдёт 20-го января в Академической капелле. В его сердце – особенный коллектив, хор, чьи участники знают цену этим словам.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Это хор жителей блокадного Ленинграда. Их голоса, выдержавшие суровые испытания, сегодня звучат для нас как символ жизни, верности и невероятной силы духа. Их песня – это не просто ностальгия, это мост, соединяющий эпохи, и живой урок для всех нас.
Николай Растворцев, ведущий: Светлана Александровна, Валентина Георгиевна, с чего для каждой из вас начинаются репетиции или концерты? Есть ли какой-то особый момент, ритуал, когда вы понимаете, что сейчас мы не просто коллектив, мы одна семья и единый голос?
Светлана Степанова, руководитель хора: Конечно, есть ритуал, наверное, известный всем хоровым коллективам. Сначала мы здороваемся, справляемся о здоровье, а потом начинаем репетицию. Репетиция начинается с распевания и упражнений. Наш ритуал – это физические упражнения, которые готовят голосовой аппарат к работе. Это упражнения для лицевых мышц, для ротоглоточного аппарата, миниатюровики и музыканты это понимают. Потом переходим к распеванию голоса, к его подготовке к работе.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Валентина Георгиевна, ваш голос и ваше присутствие в хоре в 92 года – это невероятно вдохновляюще для нас, для зрителей и для других участников коллектива. Что даёт вам силы приходить на репетиции, брать ноты в руки, разучивать новые, возможно, для себя мелодии?
Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива: Вы знаете, я всю жизнь пела, а здесь я особенно нашла вдохновение. Те песни – это песни, которые никто больше не будет петь, кроме нас. Военные песни очень трогают душу.
Николай Растворцев, ведущий: Валентина Георгиевна, есть ли у вас лично песня, во время которой вы не можете оставаться просто исполнителем? Песня, которая не просто возвращает воспоминания, а рождает самые сильные чувства того времени?
Светлана Степанова, руководитель хора: Вспомните песню: композитор Берковский, слова Суханова. Это достаточно современная песня, но там такие слова о том, что только мы остались – те, кто слышал звуки сирен, звуки уходящих, звуки духового оркестра, который провожал ребят.
Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива: Видишь слёзы пожилых людей, которые сидят в первых рядах. Мы их видим.
Светлана Степанова, руководитель хора: Это затрагивает и молодых. Мы много выступаем перед молодёжью, перед студентами, перед школьниками. Эти произведения им интересны, и они откликаются.
Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива: Вторая часть зала аплодирует, кричат «браво».
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы думаете, что молодая публика выносит с ваших концертов? Что удивляет больше всего: репертуар, возраст артистов или сама подача, основанная на прожитом опыте?
Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива: Думаю, и то, и другое. Главное – мы трогаем, особенно когда идём со сцены через зал.
Светлана Степанова, руководитель хора: Молодое поколение не ожидает, что идут, по их оценке, бабушки. Хотя в концертных платьях нельзя сказать, что это бабушки, это дамы, леди. Потом они начинают петь, и звучание голосов удивительно молодое. Был случай, когда мы пришли в английскую школу Адмиралтейского района. Дети сначала видели бабушек. После выступления я вышла за сцену, там стояли школьники. Они спросили: «А кто сейчас пел?» Им ответили: «Бабушки». А они сказали: «А мы думали – тётеньки». Для них это большой возрастной разрыв. Молодое звучание голосов их потрясло. Песнями и исполнением мы хотим затронуть душу, и ребята очень откликаются. Когда видишь слёзы у молодых людей, понимаешь, что задача выполнена. Я вспоминаю выступление в школе, где училась моя дочь. Ей было 15-16 лет. Затронуть душу в этом возрасте сложно. После концерта она сказала: «Мам, я держалась до последнего, чтобы не расплакаться». Это и есть наша цель и предназначение. Миссия – затрагивать душу.
Николай Растворцев, ведущий: Вы сказали трогательную и в чём-то грустную мысль: эти песни сложно будет исполнить так же следующим поколениям. Удаётся ли вам передавать память так, чтобы спустя годы и десятилетия люди, не пережившие войну и блокаду, тоже выходили и исполняли эти песни?
Валентина Кангайнен, житель блокадного Ленинграда, участница коллектива: Конечно, надеюсь.
Николай Растворцев, ведущий: Приглашаете ли вы молодых исполнителей выступать вместе с вами, чтобы строить этот мостик дальше?
Светлана Степанова, руководитель хора: Да, мы сотрудничаем с театром «Родом из блокады». Там молодые исполнители. В прошлом году на праздновании Дня Победы у нас был совместный концерт. Молодой певец до сих пор вспоминает, как здорово мы соединились и как это звучало, когда поколения сближаются.
Николай Растворцев, ведущий: Если бы нужно было выбрать для молодого поколения единственную песню, которую каждый молодой петербуржец должен запомнить и выучить, что бы вы выбрали?
Светлана Степанова, руководитель хора: «Ты знаешь, ты помнишь». Это песня о подвиге Ленинграда Виктора Плешака на слова Макса Дахие, написанные для мамы Виктора Плешака, которая была в МПВО. Там чётко блокадная тема. Это именно песня о блокаде.