В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России.

Тимофей Зудин, ведущий: Заслуженная артистка России, коренная петербурженка, талантливая скрипачка, организатор, подарившая прекрасную музыку парадным залам лучших дворцов Петербурга, Мария Сафарьянц отметит двойной юбилей. Это День рождения и круглая дата с момента начала творческой деятельности.

Марианна Дьякова, ведущая: Давайте отмотаем назад. С чего всё начиналось? С какого события, с какого момента вы ведёте отсчёт своей творческой деятельности?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Думаю, с того момента, когда мои родители отвели меня в музыкальную школу. Это было очень давно. В Петербургской музыкальной школе, как и всех, попробовали. Я была певуньей дома, было понятно, что слух есть. Его обнаружили, и меня отвели в музыкальную школу. Это было прекрасное начало. Благодарна Богу, что я сразу попала в свой цех. Спасибо моим родителям.

Тимофей Зудин, ведущий: У вас семья известная в Ленинграде, но скорее техническая, не творческая. Оба родителя инженеры, папа достаточно выдающийся.

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Да, папа замечательный, практически генеральный конструктор «Ленаэропроекта», 25 лет им был и фактически спроектировал аэропорты страны.

Тимофей Зудин, ведущий: Как им пришло в голову поставить вас на путь творчества?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Просто, как у всех правильных, хороших советских петербургских родителей. Детей развивали, как могли. Всё, что получалось, туда и отводили. Брата водили во Дворец пионеров, а меня сразу в музыкальную школу. Всё было естественно, рядом с домом. Мы центровые, как я всегда говорила, жили в центре города.

Марианна Дьякова, ведущая: Дом, где жил Николай Андреевич Римский-Корсаков. Оказало ли это влияние? Может быть, дух, атмосфера дома?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Не только. Во-первых, Римский-Корсаков – великий человек. Наш двор всегда был образцово-показательный, с блокадной историей. Я всё это знала с детства. Сейчас это лучший двор на Загородном проспекте, там лучшая детская площадка. Великие люди помогают нам и после смерти. Его аура, чистота духа, морской офицер – он был совершенно замечательный. Потом в доме жили дворянские семьи, мы со всеми общались, дружили, даже с родственниками Римского-Корсакова. Это было замечательное детство.

Марианна Дьякова, ведущая: Мы хотим показать фрагмент с вашим великолепным исполнением.

Тимофей Зудин, ведущий: Это выступление в Большом зале филармонии имени Шостаковича в рамках недавнего гала-концерта «Мария Сафарьянц». И вопрос личный. Когда вы играете, часто прикрываете глаза. О чём вы думаете в этот момент? Какие образы возникают?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Никогда об этом не задумывалась. Музыка – самое абстрактное искусство в мире. Она может быть связана с какими-то образами, но это великое таинство. Музыканту важнее всего интуиция, музыкальная интуиция. Когда человек подсознательно понимает. Не случайно говорят «музыкальный человек». Это значит, что он попал в свою профессию.

Марианна Дьякова, ведущая: Более 30-ти лет вы художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», который стал визитной карточкой города. Что позволяет фестивалю удерживать позиции и любовь зрителей? Понятно, что интерьеры прекрасные, но дело не только в них.

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: В названии фестиваля заложено имя города, это серьёзная составляющая. Эти дворцы строили гениальные люди, с талантом и любовью. Они подчёркивают уровень всего происходящего. Секрет фестиваля в том, что я делала его как музыкант и эксперт, а не как бизнес-проект. Приглашала тех, кто гармонично вписывается в эти интерьеры. Закон соответствия всегда работал.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие планы на зимний сезон?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Декабрь немыслимо интенсивный. У нас будут концерты в особняке барона Кельха на улице Чайковского. Самое главное – новогодний концерт 31-го декабря. Раньше мы проводили его в Михайловском замке, а в этом году – в Доме кино. Это историческое и очень удобное место, с прекрасным фойе, большим залом и экраном. Будет киноконцерт. Приедут итальянские солисты, колоратурное сопрано из Армении. Мы сохраняем международный уровень. К нам приезжают европейские музыканты, которые нас любят и поддерживают. Вечер проведёт Сергей Прохоров. Только у нас будет «Блеф-клуб» со звёздами.

Тимофей Зудин, ведущий: На юбилее принято подводить итоги. Какими событиями своей жизни вы особенно гордитесь?

Мария Сафарьянц, президент Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель Международных музыкальных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные», заслуженная артистка России: Гордиться не люблю, но есть то, что приятно вспоминать. 33 фестиваля – это цифра. Думаю, этим можно гордиться. Было много проектов. Один из самых дорогих – международный фестиваль «Дворцы Крыма». Мы работали в Ливадии, Массандре, Херсонесе. Приехали участники из шести стран. Итальянцы тогда признались, что не ожидали такой красоты. Крым оказался для них открытием.