МИХАИЛ СПИЧКА:
Доброе утро! Нам порой бывает очень любопытно, что готовят на своих кухнях другие люди . А разве не интересно, что они читают , какие книги берут в библиотеках. К некоторым из этих книг мы присматриваемся чуть внимательнее. За мной, читатель!
Петербург уже не первый год считается гастрономической столицей России. Конечно же, заслуженно. А откуда есть пошла петербургская кухня? Как, на базе чего и под каким влиянием она превратилась не только в кулинарное, но и в культурное явление. Как развивалось это направление в истории города и складывались его традиции? На эти вопросы найдёте ответы в подробном и увлекательном исследовании историка, историка искусства, журналиста Юлии Демиденко «Рестораны, трактиры, чайные». Книга сопровождается подзаголовком «Из истории общественного питания в Петербурге XVIII — начала XX века». Первое место общепита в молодом городе заработало в скором времени после его основания. В 1703-м году на Троицкой площади открылась «Австерия». В культурном слое петровского времени найдены осколки глиняных голландских трубок и раковины от устриц. Ну а постепенно сеть заведений охватила весь Петербург. В каких-то из них завсегдатаями были ведущие фигуры литературной и художественной жизни России. Адреса и названия вы найдёте в книге Юлии Демиденко.
Первый роман живого классика американской литературы Барбары Кингсолвер «Фасолевый лес» — это трогательная история в жанре роуд-стори. Юная Мариетта Гриер, окончив школу и скопив немного денег, покупает ветхий, 55 года выпуска, «Фольксваген-Жук» без окон и без стартёра. На нем она отправляется из опостылевшего ей округа Питтмэн (штат Кетукки) на Запад. Но первый же день путешествия по Великой равнине и прибытие в Оклахому заканчивается для героини неожиданным сюрпризом. Она становится матерью. Неизвестная женщина племени чероки сажает в её автомобиль двухлетнюю индейскую девочку. Мариетта называет малышку Черепашкой – за цепкость и молчаливость. Их путь полон трудностей и искренней любви. А в Аризоне, где решает осесть Мариетта, её ждёт ещё и крепкая дружба. С такой же, как она, матерью-одиночкой Лу Энн, которую прямо перед рождением ребёнка бросает муж. Книга только на первый взгляд кажется сентиментальной женской прозой. Автор поднимает актуальные социальные проблемы – дискриминация коренных народов, права человека, судьба иммигрантов, положение женщин. Удастся ли юной приёмной матери удочерить Черепашку? Ответ в романе Барбары Кингсолвер «Фасолевый лес».
«Битлз» в России — больше, чем «Битлз». Так я позволил себе перефразировать высказывание выдающегося поэта, когда прочёл эту книгу. Дмитрий Карасюк. «Как мы любили «Битлз». История битломаниии в СССР». Музыкальный журналист пять лет работал над этим фолиантом, в котором собрал полнейший материал о том, какую роль четверо британских музыкантов сыграли в судьбе миллионов людей на территории Советского Союза и постсоветского пространства. Это множество документов и около двух сотен интервью, которые автор взял у самых разных людей, в том числе знаменитых музыкантов и других деятелей культуры, страстно любящих музыку «Битлз». 40 глав на самые разные битловские сюжеты. Кто шил советским ребятам костюмы под «Битлз», кто их стриг под Маккартни и Леннона, как появились первые бит-группы в стране и какие мифы, связанные с великолепной четвёркой бытовали в СССР. И много-много других тем, которые показывают через призму битломании целый пласт истории нашей страны. В общем, Back In The U.S.S.R. — Дмитрий Карасюк. «Как мы любили «Битлз».
И в завершение вернемся к книге Юлии Демиденко, посвящённой петербургскому общепиту XVIII — начала XX века. В качестве приложения вы найдёте и ресторанные анекдоты, и рецепты некоторых блюд, которые подавались в столичных заведениях в прежние времена. Например, телячья головка под белым соусом, поросёнок, фаршированный гречневой кашей, свиные зразы с почками, дикая коза жареная, жареные фаршированные дрозды и так далее. По-моему, из этого можно выбрать что-нибудь для праздничного стола.
С вами был Михаил Спичка. Читайте со вкусом.