В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии».
Ильдар Абитов, ведущий: Постоянный стресс, нестабильность и информационная перегрузка всё чаще бьют по самому уязвимому – нашей памяти и способности мыслить ясно. По данным исследований, за последнее 10-летие число жалоб на когнитивные нарушения у людей до 40 лет почти удвоилось, а в группе особого риска – люди с низким доходом и без высшего образования.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему наш мозг устает так рано? Можно ли остановить этот процесс? Как развивать когнитивные способности в любом возрасте?
Ильдар Абитов, ведущий: Почему именно люди до 40 лет сегодня всё чаще жалуются на забывчивость, рассеянность? Это действительно тревожный тренд или нам просто кажется, что есть такая тенденция?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: Нет, не кажется. На самом деле вы в начале своей речи практически ответили на свой же вопрос, то есть информационная перенасыщенность среды, многозадачность, в которой мы сейчас все находимся, действительно влияет на когнитивные способности. Есть такое понятие, как «эффект гугла». У нас мозг работает по пути наименьшего сопротивления, и мы знаем, что не нужно много запоминать, потому что всё есть в интернете. Достаточно иметь в кармане смартфон – и всё можно посмотреть. Хронический стресс вы абсолютно правильно назвали. Когда мы находимся в тревожном состоянии, когнитивные функции действительно блокируются. В современном мире люди всё время куда-то торопятся. Очень часто питание не очень качественное, очень часто недосып. Это всё в комплексе влияет на снижение когнитивных способностей. Но обилие информации вокруг нас – одна из основных причин. Очень важно фильтровать информацию, с которой вы сталкиваетесь.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы сказали такую удивительную вещь о том, что люди, у которых нет высшего образования, находятся в некой зоне риска. Почему так? Ведь вокруг мир информации. Ты можешь и не получить высшее образование, но можешь читать, смотреть, изучать. Почему, тем не менее, они в зоне риска?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: Здесь очень просто. Простая аналогия с фитнесом. Если мы ходим в фитнес-центр и тренируем мышцы, они находятся в тонусе. Когда перестаём ходить – ослабевают и возвращаются в прежнее состояние. То же самое с мозгом. Если мы тренируем его, то мы находимся в тонусе, и когнитивные способности держатся на хорошем уровне. Нужно постоянно обучаться, развивать. Как только мы перестаём это делать, когнитивные способности ухудшаются.
Ильдар Абитов, ведущий: Какие упражнения можно выполнять ежедневно, чтобы укрепить память?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: Просто физических упражнений для укрепления памяти недостаточно. Это комплексная работа: гигиена сна, правильное питание, фильтрация информации вокруг нас. Пойдите в магазин и не записывайте список, попробуйте запомнить. Пойдите другой дорогой. Выключите навигатор в автомобиле и попробуйте вспомнить, как ехали сегодня домой. Попробуйте не записывать телефоны в телефонную книжку, запоминайте числа. Если вы действительно хотите тренировать память, техник много. Используйте метод ассоциаций.
Людмила Ширяева, ведущая: Если пересказывать вечерами фильм – это будет тренировка?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: Конечно, да. С памятью интересная вещь: есть зрительная память, есть слуховая, речевая. Есть разные виды памяти, смотря что нужно тренировать. Если нужно запомнить большое количество информации, очень хорошо визуализировать. Наш мозг мыслит образами. Поэтому, если нужно что-то запомнить, особенно абстрактное, мы представляем. Можно закрыть глаза и представить список покупок: здесь у меня молоко, здесь макароны. Физически представить, как выглядит молоко, макароны, где оно стоит. Работаем с визуальным рядом, потому что мы мыслим образами.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть когда мы визуализируем перед походом в магазин, мы представляем это всё дома или представляем, где возьмём в магазине?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: В технике развития памяти мы представляем себе комнату, и в этой комнате располагаем предметы, которые нужно запомнить. Это не только про магазин. Если я учусь и нужно запомнить параграф по истории, я действительно расставляю, что где находится. Поэтому можно запомнить большое количество слов, не связанных между собой, благодаря методу визуализации и ассоциации.
Ильдар Абитов, ведущий: Если говорить об упражнениях нейрогимнастики, что можно делать дома самостоятельно?
Елена Крупенина, практикующий нейропедагог, преподаватель «Института возрастной нейропсихологии»: Я покажу несколько упражнений из образовательной кинезиологии, из 26-ти упражнений гимнастики мозга. Они помогают легче обучаться и развиваться. Первое упражнение – глоток воды. Вода даёт энергию, ясность мозгу, но пить нужно правильно. Когда мы берём воду в рот, нужно немного подержать её, а затем проглотить и представить, как она по пищеводу опускается вниз. Вода должна быть комнатной температуры. Это отдельное упражнение. Для улучшения когнитивных функций вода – важный инструмент. Очень простое упражнение. Ещё одно упражнение – кнопки мозга. Не буду рассказывать о физиологии, но оно простое. Одна рука кладётся на пупок, вторая – под ключицу. Мы нажимаем кнопочки под ключичными костями, можно массировать. Эти упражнения для любого возраста, от младенчества до старости, не имеют противопоказаний. Они действительно дают ясность голове. Если делаем стоя – стоим прямо, если сидя – держим спину ровно. Руки можно менять.