В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Перевод собственных средств между собственными счетами могут расценить как мошенничество. Банки блокируют счета граждан без предупреждения, крупный автоперевод под запретом. Подобные заголовки пестрят среди страниц интернет-изданий и блогов. Так можно или нет переводить себе внушительные суммы? О каких суммах речь, и к каким операциям банки отнесутся с подозрением?
Тимофей Зудин, ведущий: Будем разбираться с гостем.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Недавно действительно по интернету широко разошлась новость, что банки будут пристально следить за крупными переводами даже самому себе по системе быстрых платежей и иногда считать их мошенничеством. В каких случаях это возможно?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Давайте разберёмся сначала в понятиях. Банки не будут считать это мошенничеством, у банков есть соответствующие документы в соответствии с федеральным законом и документами ЦБ и перечень операций, которые потенциально подпадают под определение мошеннических операций. С какой целью это делается и на основании чего? К сожалению, ничего просто так не бывает. Никто никого сразу мошенником считать не будет. Это говорит о том, что, во-первых, в документы внесены изменения. Предыдущий документ был выпущен Центральным банком в 2024-м году, то есть больше года назад. Но уже через год Центральный банк вносит изменения. Это говорит о том, что наработана негативная статистика мошенничества. К сожалению, мы находимся в такой ситуации, что Центральный банк как финансовый регулятор не может допустить, чтобы граждане и наша экономика подпадала под мошенничество. Мошеннические операции со счетами физических лиц – это принципиальный источник обогащения для мошенников. Они настолько изобретательны, что их попытки завладеть чужими средствами достигли таких масштабов, что Центральный банк фактически через год должен выпускать новый документ, который регламентирует и определяет операции, подпадающие под мошенничество.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие суммы можно переводить себе? Что может произойти в крайнем случае? Насколько я понял, сумма может быть заблокирована на счёте.
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Сумма не то чтобы будет заблокирована, она будет заморожена. Не то чтобы денег нет, деньги есть, только мы вам их не дадим. У банка есть соответствующие правила, когда операция подпадает под определение мошеннической. Это самому себе крупную сумму свыше 200 тысяч и в течение 24-х часов перевод третьим лицам, куда вы не платили в течение 6-ти месяцев.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть 200 тысяч считается подозрительной суммой?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Не то чтобы подозрительная, это вопрос, куда вы отправляете, с какой целью, на какие реквизиты, если вы туда никогда не платили.
Тимофей Зудин, ведущий: Как действовать? Я же могу какие-то крупные покупки делать. Как я могу подготовить почву, чтобы операция не считалась подозрительной и деньги не были заморожены?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Если вы просто расплачиваетесь картой, вопросов и подозрений нет. Если вы переводите эту сумму, у банка возникнут сомнения. Во-первых, вам прилетит информирование, смс или пуш-уведомление о том, что сумма заморожена. Второе – нужно незамедлительно созвониться с банком, собрать пакет документов. Если у вас есть договор. Обычно у добропорядочного гражданина, который куда-то платит сумму по договору, он есть. Достаточно отправить его в банк, предъявить, собрать пакет документов, поинтересоваться, что нужно для подтверждения.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Нужно ли писать заявление, чтобы сумму разморозили?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Нужно разграничить понятия. Если у вас платёж по договору, по реквизитам, по документам, вы подтверждаете документ, и в течение двух часов банк сумму размораживает. Если вы делаете повторный перевод и у банка возникли слабые сомнения, они возникают на основании электронной базы данных.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: У кого возникают эти сомнения? Кто-то получает заявку и вручную рассматривает? Или программа замораживает?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Это делается на программном уровне. Уже давным-давно никто не сидит и не отсматривает конкретные операции.
Тимофей Зудин, ведущий: В автоматическом режиме?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Да, всё делается в автоматическом режиме. Есть перечень операций. Если операция подпадает под него, она замораживается.
Тимофей Зудин, ведущий: Как договор отправить в банк?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Достаточно фотографий или сканов. Нужно связаться с банком. Они всё расскажут. Вопрос может быть решён в одну минуту.
Тимофей Зудин, ведущий: Могу ли я заранее обратиться в банк, сказать, что у меня завтра будет платёж, вот договор?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Без проблем.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: То есть теперь перед каждой крупной покупкой или если ты хочешь дать кому-то в долг, подарить сумму, нужно уведомить банк?
Ольга Панфилова, доцент кафедры, финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Не надо делать поспешных выводов. Мы говорим о переводах самому себе крупных сумм и в адрес третьих лиц, по которым у банка есть подозрения. Это тоже определённый список. Причём перечень расширен, и он расширен, к сожалению, банками именно в отношении цифровых операций, в том числе электронных валют.