В нашем городе завершился XIIII Международный органный фестиваль “Мариинский”. Раз от раза — неповторимый праздник музыки, подтверждает, насколько интересен всем её главный герой. Поистине орган — «король инструментов». Не скажу, что по выразительности, но по богатству звучания ему нет равных. Причём не только сам орган — инструмент-оркестр, человек-оркестр — сам органист. Мало того, что ему, по сути своей — пианисту, необходимо одновременно играть на нескольких клавиатурах — руками и ногами. Одновременно.
Органисту, как кинооператору — в одиночку не справиться с инструментом. Обычно ему помогает ассистент, переключает регистры, а раньше его ещё и сопровождали кальканты, накачивавшие воздух в трубы. В довершении ко всему безпрецедентному каждый орган (каждый!) неповторим. И то, что уместно на одном — может оказаться совсем непригодным на другом. Исполнители заранее приезжают знакомиться с инструментом, чтобы внести коррективы — это называется регистровка.
С органом в Концертном зале Мариинского театра познакомились многие органисты и сочли его превосходным для исполнения самой разной музыки. На нынешнем фестивале можно было услышать орган в сочетании с флейтой и хором. И, конечно, он незаменим при исполнении сочинений, связанных с литургической традицией, — в том числе Баховских. Их включил в программу своего выступления французский органист Паскаль Ребер.
Неотъемлемым элементом его концертов критики называют импровизацию. Виктор Высоцкий встретился с композитором и музыкантом, чтобы поговорить с ним о классическом и современном — в вечном звучании музыки.