В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: Речь пойдёт не просто о шедевре, а целой вселенной, заключённой в камне размером с ладонь. Это Камея Гонзага.
Людмила Ширяева, ведущая: Два с лишним тысячелетия назад неизвестный гений в Александрии Египетской взял в руки трёхслойный сардоникс и резец, чтобы сотворить нечто большее, чем портрет. Он создал миф, вырезав из камня богов, которые были людьми, и людей, которые стали богами.
Николай Растворцев, ведущий: Эта Камея – молчаливый свидетель роскоши царского двора Птолемеев, владелица драматичной судьбы, сменившей многих владельцев и ставшей жемчужиной коллекции Эрмитажа.
Людмила Ширяева, ведущая: Правда ли, что, глядя на эту Камею, мы смотрим в глаза самим Птолемеям?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Сейчас так считают. Но, к сожалению, все тайны не знает никто. Исследователи на основании имеющихся данных пришли к выводу, что здесь представлена обожествлённая чета Птолемеевских правителей Египта III века до нашей эры: Птолемей и его сестра и супруга Арсиноя, женщина драматичной судьбы. Она в третьем браке оказалась в Египте и, сочетавшись браком с братом, подтвердила свои притязания на трон и узаконила своё право на правление.
Николай Растворцев, ведущий: То, что мы видим, это не просто портрет, не просто профиль, это сложнейший символ. Почему художники и поэты уподобляли изображение священному браку Зевса и Геры? Что хотел этим сказать мастер?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Не только художники и поэты. Ещё в древности правители, в том числе Александр Македонский, использовали такую идею. Узаконить своё право на власть было проще, если ты сын Бога, посланник Бога. Если тебя обожествили, управлять людьми легче: власть будто ниспослана свыше.
Николай Растворцев, ведущий: Как мастер использовал эти разные слои? Он же ничего не лепил друг на друга.
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Верно, он ничего не лепил, а как в рельефе из мрамора, отсекал лишнее. Но выход слоёв минерала для мастера – сюрприз. Не всегда видно, как выйдут слои определённого цвета. В данном случае мы видим, что мастерство настолько велико, что он обыграл выходы светлого слоя на тёмной основе, изобразив маски внизу на плече царя.
Николай Растворцев, ведущий: Это эксперимент или интуиция?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Я бы сказала – виртуозное мастерство. Эти самоцветы тверже мрамора. Такие камни, как в кольцах, в древности украшали резьбой. Их использовали как печати, где резьба была углублённой. А такие выпуклые рельефы предназначались для украшения двора и демонстрации.
Людмила Ширяева, ведущая: Судьба этого шедевра удивительная. Александрия, затем Мантуя в Италии, Камея названа в честь герцога Гонзага, и вот она в Петербурге. Её подарили Екатерине? Купили?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: С Екатериной это не связано. Это связано с Александром I. Войдя в Париж после победы в войне 1812-го года, он общался с Жозефиной, супругой Наполеона. Александр оставил ей и её детям часть состояния и привилегий. В знак благодарности Жозефина подарила ему эту Камею. Он привёз её в Эрмитаж, и она поступила туда в 1814-м году.
Людмила Ширяева, ведущая: Из Италии во Францию и потом в Россию?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Путь был гораздо дольше. Она была в разных коллекциях: в сокровищнице Габсбургов в Праге, в Папской сокровищнице в Ватикане, не только в Мантуе. Она переходила из рук в руки, иногда как военный трофей.
Людмила Ширяева, ведущая: Удивительно, что история так подробно записана. Многие шедевры могли теряться в частных коллекциях.
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Она настолько значима, что её подробно описывали в инвентарях. Все детали резьбы задокументированы. Фотографий не было, это единственный источник.
Николай Растворцев, ведущий: Пять лет назад в Эрмитаже открылась постоянная экспозиция глиптики. Почему Камея Гонзага – эталонный образец античного портрета? В чём её сила?
Елена Арсентьева, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: Надеюсь, каждый, кто посетит выставку портрета в декабре, убедится сам. Плоскостная фотография не даёт ощущения глубины и объёма рельефа, нюансов светотени. Живопись в камне здесь воплотилась полностью. Кроме того, у неё долгая история. Это предмет глиптики крупных размеров – 15 сантиметров, больше килограмма веса, тогда как обычные гемы размером с небольшой камешек для кольца.