В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств России и Людмила Модина, художественный руководитель театра «Придворная опера», театральный критик.

Людмила Ширяева, ведущая: Санкт-Петербург замер в ожидании премьеры от легендарного автора, чьи произведения звучат на сценах мира, а в год 80-летия композитора сразу в нескольких городах от Парижа до Ташкента проходит масштабный фестиваль, одним из центральных событий которого станет мировая премьера новой оперы «Метаморфозы любви» в Театре музыкальной комедии 20-го ноября, совместного проекта с Театром «Придворная опера».

Николай Растворцев, ведущий: Это будет не просто спектакль, а необычный театральный формат, постановка-мастер-класс, где сам композитор выйдет в свет софитов и прямо во время действия будет участвовать в создании сцен, раскрывать характеры героев на глазах зрителей, и будет рождаться мир великих творцов: Малера, Ницше, Фрейда и женщин, которые их вдохновляли.

Людмила Ширяева, ведущая: Формат действительно интересный. Мы его описали, но сами до конца не понимаем. Как пришла идея сделать такой мастер-классовый жанр?

Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств России: Это родилось буквально здесь, в Санкт-Петербурге. В принципе, это просто опера, и в конечном счёте я в ней участвовать не буду. Как вы думаете, я буду приезжать каждый раз на спектакль? Нет, конечно. Это будет обычный спектакль, где поют певцы, играют музыканты, дирижёр дирижирует, как в любом оперном спектакле. А сегодня вечером в Театре музыкальной комедии я буду как бы руководить процессом, говорить какие-то слова. Потому что спектакль ещё в процессе создания, и этот процесс продолжается на глазах у зрителей. Эксклюзив сегодня, пожалуй, единственный раз. Я буду объявлять, что сейчас на сцену выйдет Зигмунд Фрейд, а вот сейчас – Фридрих Ницше, а вот сейчас – Густав Малер, и будут выходить люди, которые их играют. Желательно, чтобы были титры, но сегодня их не будет, и вместо титров я буду рассказывать, что происходит. Я знаю эту оперу хорошо, я её написал, поэтому будем вот так работать.

Николай Растворцев, ведущий: Людмила Александровна, чем для вашего театра «Придворная опера» стал этот проект?

Людмила Модина, художественный руководитель театра «Придворная опера», театральный критик: Этот проект для меня, может быть, самая главная работа жизни. Театру в этом году 20 лет, мы поставили много замечательных опер, спектаклей, перформансов, но такой работы ещё не было. У меня солисты пишут в интернете посты, что это главная опера их жизни, главная работа, для меня тоже. Когда Александр Борисович прислал клавир, я стала его играть, и настолько вдохновилась. Это очень трудная работа, потому что одно дело ставить Чайковского, который уже нам ничего не скажет, а другое – ставить человека, который рядом, жив, известен и приедет на спектакль. Это очень трудно. Вчера, когда Александр Борисович репетировал с нами, я была поражена моментами, когда он сам начинал дирижировать, показывал какие-то места. Иногда включался даже в режиссёрские вещи и говорил: «Давайте поставим на сцену кресло, и в него сядет героиня». Хотя этого не было. Это был настоящий живой процесс. Для меня тоже полезный, удивительный, может быть, никогда больше такого не испытаю.

Людмила Ширяева, ведущая: Александр Борисович, почему возникло желание вывести на сцену этих исторических личностей – Ницше, Фрейда? Что за история будет через них рассказываться? Мы знаем, что про любовь.

Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств России: Да, это про любовь. Опера называется «Метаморфозы любви». Там не одна опера, а три одноактных оперы, что в оперном мире случается. Меня давно интересовала любовь великих людей: как она рождалась, умирала, как всё происходило. После долгих поисков мы выбрали нескольких великих людей. Прежде всего Иоганна Вольфганга Гёте, великого немецкого поэта. У него была интересная история: когда ему было почти 80, он влюбился в молодую девушку Ульрику фон Леветцову и хотел на ней жениться, но её мама запретила. Разница была огромная. Финал интересный. Вторая любовь – Густав Малер, великий композитор, мой любимый. У него была трагическая жизнь, потому что его супруга Альма Малер была очень весёлой женщиной, моложе его, и на глазах у него изменяла. Он переживал и от этого умер, ему было всего 51 год.

Людмила Ширяева, ведущая: А счастливые истории любви будут?

Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств России: В третьей опере, пожалуй, да. Главный герой – немецкий поэт Райнер Мария Рильке. Главная героиня – Лу Андреас-Саломе, удивительная женщина. Она по происхождению русская, родилась в Прибалтике, в детстве говорила по-русски. Потом стала знаменитой леди всей Европы, и среди её мужчин были самые известные люди того времени. В опере, можно сказать, она добивается настоящей любви.