В гостях у программы «Утро в Петербурге» Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры.
Николай Растворцев, ведущий: Их связывало не только время XIX века и место Российской империи, но и общая цель – распространение национальной культуры за пределы Родины. Им, двум великим творцам, Петру Ильичу Чайковскому и Антону Григорьевичу Рубинштейну, будет посвящён фестиваль «Музыкальный гений национального пантеона», который состоится в воскресенье.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как складывались взаимоотношения двух композиторов? Как они понимали развитие музыки?
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что не только место культурной столицы Петербург выбран не случайно, но и месяц проведения фестиваля имеет особый смысл в рамках вашего события.
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Ноябрь оказался полон на даты. 6-го ноября ушёл из жизни Пётр Ильич Чайковский. Традиционно у нас в музее проходят памятные акции, вспоминаем Петра Ильича. Антон Григорьевич Рубинштейн родился в ноябре, к сожалению, ушёл из жизни тоже в ноябре. Месяц объединил двух гениев, и мы решили, что не можем пропустить его и не выстроить фестиваль, посвящённый двум гениям.
Ксения Бобрикова, ведущая: Программа фестиваля разделена на несколько блоков: лекции, экскурсии, концерт и кинопоказ. На какие моменты биографии двух композиторов вы хотите обратить особое внимание зрителей?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Нам хотелось бы сделать акцент на том, что какие бы ни были противоречия между Рубинштейном и «Могучей кучкой», между Чайковским и Рубинштейном, между композиторами новой музыкальной школы и композиторами, которые выпускала Петербургская консерватория, главная цель для них – слава российской национальной музыки. У нас даже лекция называется «В споре рождается музыка». Несмотря на то что два гения могли в чём-то противоречить друг другу, главное для них была музыка.
Николай Растворцев, ведущий: Имя Антона Рубинштейна связано с большим вкладом в развитие музыкального образования в нашей стране. Почему в нашей стране первая консерватория появилась лишь в 1862-м году? Насколько это было вовремя, или она могла появиться раньше?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Некоторые музыканты считали, что это не нужно. 60-е годы – время великих реформ, которые преобразили не только жизнь музыкантов, но и живописцев, скульпторов, архитекторов. Это новый толчок для развития русской национальной культуры. Мне кажется, что с этим связана возможность для Антона Григорьевича Рубинштейна открыть новое учебное заведение, первое в России, в Петербурге. Его брат уже в Москве, позже, по следам брата, открывает там консерваторию. Открытие консерватории вызвало массу споров. Прежде всего спорили композиторы «Могучей кучки», которые считали, что в консерватории учиться необязательно, чтобы быть истинно русским музыкантом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если два гения жили в одно время, всегда интересны их взаимоотношения. Тем более один был учителем, другой – учеником. Пётр Ильич Чайковский был в первом выпуске Петербургской музыкальной консерватории. Как складывались их взаимоотношения? Почему Пётр Ильич обижался на Антона Григорьевича? Какая была причина?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Взаимоотношения складывались по-разному. Чайковский писал, что восхищается Рубинштейном как педагогом, но расстраивался, когда Рубинштейн критично относился к его творчеству. Антон Григорьевич отмечал высочайшую работоспособность Петра Ильича, но не такую высочайшую талантливость.
Ксения Бобрикова, ведущая: Его не считали талантливым, а просто хорошим музыкантом? А Николай Григорьевич, наоборот, считал, что он очень талантливый?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Да. Удивительно, что, окончив Петербургскую консерваторию, большую часть времени Чайковский проработал в Московской консерватории, и с Николаем Григорьевичем Рубинштейном у него складывались прекрасные взаимоотношения, и тот отдавал ему должное.
Николай Растворцев, ведущий: Кто разрешал творческие споры между «Могучей кучкой», Антоном Рубинштейном и Петром Ильичом Чайковским? Разрешались ли они тогда? Как вы сегодня смотрите на эти споры? Можно ли спустя полтора века сказать, кто был прав?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Самый главный ответ – Пётр Ильич Чайковский самый исполняемый композитор в мире. Если говорить о композиторах «Могучей кучки», о Рубинштейне, это незабытые имена, слава нашей русской музыки. Время всё расставило на свои места, и каждый гений отмечен по-особому и достоин своего восхваления.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вечером 16-го ноября будет показан фильм-опера «Евгений Онегин» режиссёра Романа Тихомирова. Почему этот фильм обязательно нужно увидеть?
Карина Валегина, начальник экспозиционно-выставочного отдела «Новый выставочный зал» Музея городской скульптуры: Фильм создан в 1958-м году на киностудии в Ленинграде. Это трогательное, лирическое произведение, которое полностью соответствует опере «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Прекрасная картинка, музыка и исполнители. Думаю, нашим посетителям он понравится. На мой взгляд, он подзабыт сейчас.