В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности.
Николай Растворцев, ведущий: История школьника из Красногорска, который потерял пальцы, подобрав на улице купюру-ловушку, это не просто страшная новость, это ужасающее проявление той опасности, которая может подстерегать наших детей буквально на каждом шагу. Мы привыкли учить их не разговаривать с незнакомцами, но современный мир диктует новые, подчас неочевидные правила выживания в мегаполисе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как донести до ребёнка, что обычная просьба о помощи или найденный телефон может быть смертельно опасной? Почему старые советы, вроде перевести бабушку через дорогу, сегодня могут сработать против самого отзывчивого мальчишки или девчонки?
Николай Растворцев, ведущий: Главное следственное управление Следственного комитета по Московской области в своём телеграм-канале показало ту купюру, из-за которой пострадал ребёнок. Даже судя по этим кадрам, мало что в ней вызывает подозрение. История с купюрой-взрывчаткой – что-то из ряда вон. Она заставляет задуматься, как добиться от ребёнка, чтобы он действительно ничего не поднимал с земли. Ведь запретный плод сладок, дети по природе любопытны. Есть ли работающий алгоритм объяснений?
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Алгоритм есть, но первое, что я хочу посоветовать родителям, – не нагнетать обстановку. Не следует показывать новости ребёнку, демонстрировать фотографии последствий этого события, потому что правила безопасности мы так не расскажем, а уровень тревоги повысим. Важно не запугать: когда тревога повышается, ребёнок будет ожидать, что с ним произойдёт то же самое. Лучше без запугивания, постоянно, не только когда случаются ситуации, а в течение жизни объяснять ребёнку простые правила безопасности, которые мы видим и в аэропорту, и на железнодорожных вокзалах. Никто – ни ребёнок, ни взрослый – не должен брать бесхозные вещи, как бы они ни были привлекательны.
Николай Растворцев, ведущий: Может быть, есть какие-то интонации или примеры? Думаю, нет родителей, которые хотя бы раз в жизни не говорили об этом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я ребёнку восьми лет объясняла, что нельзя ничего поднимать с земли, это опасно. Объясняла, к чему это может приводить. Не запугивала, просто объясняла. Вчера идём, дождь проливной, холод. Ребёнок видит игрушку – и тут же захотела потянуться. Понимаете? Хотя я всё объясняла, и ребёнок всё понимает, как мне казалось.
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Дети от природы любопытны, такое может происходить. Наша задача – время от времени проигрывать такие ситуации на примерах: что бы ты сделал? Тренинговая история проигрывания ситуаций творит чудеса. Когда у ребёнка есть это в практике, столкнувшись с ситуацией, он сделает так, как вы ему говорите.
Николай Растворцев, ведущий: Это не единственное правило – не поднимать незнакомые предметы с земли. Мы вынуждены учить детей обратному правилу: не помогать незнакомой бабушке, если она просит поднять что-то в квартиру, зайти с ней в парадную. Как объяснить этот парадокс? Не вырастим ли поколение равнодушных детей, которые не спешат помогать, потому что в каждой бабушке видят опасность?
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Такая установка у детей есть. Когда я провожу занятия по безопасности, дети спрашивают: «Неужели мы не поможем?» Вежливость относится и к детям, и к взрослым. Вежливый, воспитанный взрослый знает, что не нужно просить помощи у маленького незнакомого ребёнка – мы можем его напугать. Поэтому если взрослый просит помощи, он поступает невежливо. Это даёт ребёнку право защитить себя: отказаться, проигнорировать или, если есть возможность, позвать знакомого взрослого или родителя.
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть ребёнку нужно объяснить: ты не сразу идёшь помогать, а обращаешься к знакомому взрослому, и это ключевой момент. Переходим к гаджетам, которые создали новые угрозы. Одна из главных – наушники. Мы видим детей, которые переходят дорогу с наушниками в ушах. Насколько критична эта проблема? Работает ли способ, когда один наушник в одном ухе?
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Гаджеты – большая проблема. Бьют тревогу родители, педагоги и специалисты по безопасности. Я как специалист против правила вытаскивать один наушник. Наушников вообще не должно быть в ушах ребёнка, когда он по оживлённому городу передвигается из точки А в точку Б. Когда родитель покупает гаджет ребёнку, он должен понимать: это не взрослый, который может себя контролировать. Когда ребёнок смотрит в гаджет, он настолько увлечён, что мир вокруг пропадает. Недавно был случай в Чувашии. Поэтому мы вытаскиваем оба наушника и не убавляем звук. Наушники с шумоподавлением не дадут услышать машину. Поэтому мы просто убираем наушники и обучаем детей заранее правилам использования гаджета.
Ксения Бобрикова, ведущая: А если мы чётко ставим границы: наушники только дома?
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Конечно, это идеальный вариант.
Николай Растворцев, ведущий: Если он тебя слушается – это важно. Вы правильно сказали о путешествии из точки А в точку Б. Родители часто просят сообщать маршрут. Такая забота может быть сравнима со слежкой, ребёнок может реагировать негативно. Для родителей это взаимный договор о безопасности. Как объяснить ребёнку, что маршрут в голове у ребёнка и родителей – это неплохо?
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Это большая проблема, потому что нет универсального правила, которое мы применяем здесь и сейчас, когда ребёнок вырос. Для соблюдения таких правил нужно формировать доверительные отношения, с детства давать личное пространство, давать возможность принимать решения, даже если они ошибочные, и потом вместе разбирать последствия. Когда ребёнок понимает, что ему доверяют, не будет проблем даже в подростковом возрасте сообщить о местонахождении.
Ксения Бобрикова, ведущая: Неприятности. Допустим, прямое нападение или попытка ограбления. Недавний случай в Тыве, когда педофил напал на ребёнка, повалил на землю. Как быть в такой ситуации, как объяснить ребёнку? Кто-то закричит, но это минимальный процент. Обычно дети теряются, впадают в ступор.
Валентина Брикайлик, эксперт по детской безопасности: Да. Мы учим на занятиях, что главное оружие ребёнка – громкий голос и быстрые ноги. При взаимодействии со взрослым, который вызывает тревогу, главное – удалиться на большое расстояние, не вступать в диалог. В этом случае был диалог между ребёнком и взрослым, когда есть возможность увести ребёнка в нужном направлении. Надо учить детей кричать. Дети не кричат. На занятиях они смотрят большими глазами и не могут крикнуть, когда я говорю: «Я плохой взрослый, кричи». Поэтому задача родителей – тренировать и объяснять детям, что кричать. Не просто «я с тобой не пойду», потому что это может быть мама на прогулке, а «я не знаю этого человека», «помогите». Нужно учить и кричать, и что кричать.