ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Неспешные прогулки по паркам золотой осенью. Кажется, нет ничего более петербургского. Но и такие привычные ритуалы могут обрести новые черты и преподнести неожиданные сюрпризы. Стоит только прислушаться.
Шорох опавшей листвы напоминает перелистывание книжных страниц. Треск веток – лопнувший воздушный шарик. А кора дерева – скрип замочной скважины. По-новому услышать голос природы и создать особый звуковой пейзаж – задачи филд-рекординга.
Сначала такие полевые записи делали для озвучивания фильмов или музыкальных композиций. Но сейчас к движению присоединяются любители. Как, например, Юлия Романова. Через звуки природы и города она знакомится с миром — внешним и внутренним.
ЮЛИЯ РОМАНОВА, создатель проекта о доступном филд-рекординге:
Чаще я делаю записи на диктофон. И просто формирую какой-то свой архив записей и потом переслушиваю. И для меня это такой способ запоминать какие-то важные для меня события в жизни. Это как фотография, только звуковая. Мне нравятся звуки двигателя, нравятся все мелкие звуки, там, пластика, ещё чего-то. И вот вроде каждый день с этим сталкиваемся, но практически не слышим, как работает компьютер, клавиатура. Попробовать на них посмотреть не как на раздражающие, а на как интересные звуки.
Все, кто пробует себя в филд-рекординге, используют специальную аппаратуру. Такие записывающие устройства с микрофонами позволяют услышать то, что обычно скрывается от нас в череде окружающих звуков.
ЮЛИЯ РОМАНОВА, создатель проекта о доступном филд-рекординге:
Самый популярный, самый первый звук, который всех впечатляет, это звук шагов, потому что обычно мы его не слышим. И тут, как бы, начинаются первые элементы игры, потому что можно потопать, и мост как-то шумит. Можно поударять, допустим, по полой трубе. Как будто неочевидный, звук в таком урбанистическом, в таком большом технологичном месте промышленном, как будто бы шелест листвы.
Все, кто хоть раз вот так искал новые звуки, признаются – такое увлечение помогает на время вернуться в детство и играючи исследовать мир вокруг. Сохранять и коллекционировать находки совсем не обязательно. Главное научиться «видеть» ушами и экспериментировать.
КАМИЛА ГИЗИТДИНОВА:
Своё звучание голоса, оно было совершенно именно другим. И слушать через микрофон других людей было… Хочется так слушать всегда, так слышать всегда. Очень хотелось солнце послушать.
ИВАН ВОЙТОВ:
Самая неожиданная ассоциация это, что хвоя звучит, как татаро-монгольское иго. Звук конницы, которая бежит по чистому полю. Звук ломающейся коры похож на звук ломающегося льда, а звук вентиляции похож на звук взлетающего самолёта.
Участники проекта уверены, если внимательно прислушаться, даже самые, казалось бы, раздражающие звуки могут предстать в новом амплуа. Грохот стройки по соседству окажется причудливым оркестром. А гул дороги – летним ливнем. Каждый уголок Петербурга звучит миллионами голосов и каждый из них точно особенный.