ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Уникальную реставрационную операцию сейчас проводят сотрудники Эрмитажа. Они восстанавливают костюм Петра I.

Да-да, тот самый костюм, в котором Пётр
I и строил наш город. Он сделан из чёрного бархата. С множеством карманчиков. И секретов. Например, оказывается, что очень высокий ростом – 204 сантиметра – царь-основатель на плечах размещал небольшие накладки из войлока. Чтобы плечи казались шире, а фигура царя – могущественнее и сильнее. Вот такие маленькие хитрости использовал Пётр I в своём костюме. И их очень много обнаружили во время реставрации. Давайте послушаем специалистов».

МАРИНА ДЕНИСОВА, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа:
«С одной стороны, руинированное состояние, что печально. А с другой стороны, даёт нам возможность увидеть многое скрытое. Мы, опять же, можем подглядеть шерстяную прокладку, такую баечку. Чтобы не замерзал. Они объёмные, мощные, и в то же время лёгкие.

Такие плечики – «крылышки» – тут можно, опять же, подсмотреть, как они сделаны, за счет войлока, толстого, плотного, сформированного».

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«То есть наш царь-основатель Петр I ещё тот был модник. Другим он и не мог быть. Всё с него начиналось: и наш город, и флот, и современное летоисчисление, и государственное устройство, и мода. Пётр I – главный модник вся Руси.

И вот мы сейчас наследники этих традиций. А что в нашей жизни значит мода? Почему мода – это то, без чего нас сложно представить, ещё сложнее понять? Мода как способ познания мира, человека и среды его обитания.

Безумно увлекательная тема. И одна из самых ярких и главных модниц в нашей редакции Полина Ганичева расскажет нам об этой теме подробно и модно! Итак, брюки превращаются… Превращаются брюки в элегантные шорты!»


Здесь решают, что и как мы будем носить в ближайшие пару лет. Молодые дизайнеры из разных стран на несколько дней в Петербурге. Каждый показ как пророчество на ближайший сезон.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Первыми на первом показе «Адмиралтейской иглы» появятся спортсмены, дети и Летний сад Петра Великого».

Детям сшили этнокостюмы. Спортсменам и работникам транспорта – форму. А вот за кулисами готовится Летний сад… Каждый наряд – отдельная его часть, перенесённая на материал Валентиной Клушиной. Выйти замуж, например, можно будет в образе «фонтана».

ВАЛЕНТИНА КЛУШИНА, дизайнер-модельер:
«Вот самый крупный фонтан, с которым все фотографируются. Он воплощён в этой модели. Прекрасную пару лебедей, которые встречают нас у входа в летний сад, представит вот эта модель».

А начинается всё так. С бумажной куклы, которая была абсолютно у всех. Альбомами с нарядами менялись, что-то делали сами – и вот она, вся суть моды. Такой конструктор для девочек. У каждой детальки есть своё назначение, своя краска и настроение. В детстве их собираешь неосознанно. В юности задумываешься, а что это значит? И что за альбом мы собираем прямо сейчас?

НОВУЮ ЖИЗНЬ – СТАРОЙ ВЕЩИ

Джинсов с нами больше нет. Но скоро будет корсет. Это апсайклинг – не путать с переработкой. Вещь не разбирают на волокна. Её просто перешивают и получают новую – другую. Из пальто – шляпу, из пиджака – сумку.

Это бренд аксессуаров двух подруг из Петербурга. Одна шила на заказ. Другая фотографировала город. Всё это удалось объединить. Вначале была сумка. Из галстуков.

Потом был корсет – решётка Летнего сада. А вот такие шляпы-морячки вообще есть только в Петербурге. Видите вот эту выемку? Это арка… Или пролёт моста.

Сначала шили из собственных вещей, доставшихся от мам и бабушек. Потом начали забирать остатки с производств, что-то находить на рынках.

МАРИЯ МИНАСЯН, дизайнер, сооснователь петербургского бренда аксессуаров:
«Производить что-то новое, когда в мире столько производств. Я не могла зайти на порог магазина тканей. Я думала: «Ещё я сейчас что-то новое буду производить…». Распущенное пальто времён моей бабушки будет вас согревать, в морячке проживёт ещё лет 50 точно. Просто потому, что это материал, созданный не такими современными технологиями, но и без удешевления и без синтетических добавок».

И главное – такая будет в своём роде только одна! В мире, где все хотят вещь как у него или у неё, такие штучные товары – глоток свежего воздуха. Поэтому апсайклинг значит не только экологично, но и не как у всех – индивидуально.

НАЗАД В 70-е

В моде повседневности уже всё было. И всё постоянно возвращается. Главный вопрос – что на этот раз? И откуда?

Меховая шапка из цельной лисы! Теперь снова в моде. В последний раз о такой девушки грезили в 76-м. После выхода культового фильма Эльдара Рязанова. Коллекционер советской одежды Валентины Васильевой вспоминает: тогда еле-еле достала похожую песцовую. Не купила, не нашла – именно «достала». Вот, в чем советским модницам не было равных.

ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВА, коллекционер советской одежды:
«У нас тогда вообще народ был более живенький, чем сейчас. Мы сейчас привыкли к изобилию, а тогда был дефицит. У меня был гардероб небольшой. 4-5 комплектов одежды в общей сложности. И вещи все были довольно интересные. Мне привезли туфли английские на высокой платформе и 14 см каблук… И я в этих туфлях отходила всю зиму. Сколько себя помню, у меня сапог почти не было».

И даже за столом эти шапки не снимут – они продолжат играть дальше вместе с артистами. Это отдельное средство характеристики персонажа. Вот, например, Ипполит – норковая шапка. Солидный, состоятельный жених. У героини Барбары Брыльской, Наденьки, самая красивая и дорогая среди женщин лисья шапка. У Тани – из кролика. У Вали – из Чернобурки. На учительскую зарплату такую, конечно, не купишь. Но на что не пойдёшь ради моды.

Но почему сейчас? Что значит возвращение этой моды? Валентина Дмитриевна говорит – это закономерность. Мода как маятник. Из крайности в крайность. Недавно носили скромные шапки, или даже платки и капюшон вместо них. Теперь получите и распишитесь: пришло время крупных форм.

БЫТЬ СЛИШКОМ МОДНЫМ – МОВЕТОН

Петербургский дизайнер Владимир Бухинник говорит: «Стиль проверяется временем». Самое сложное – выглядеть стильно сезон за сезоном, независимо от моды.

Этому видео 30 лет. Молодой модельер заметил – ведущие несколько серий одеты в одно и то же. Тогда сюда же, в телецентр на Чапыгина, приехал с набором костюмов. Две этих встречи с разницей в 30 лет разделают уже тысячи трендов. Одни прижились, другие нет. И вот главный совет от дизайнера: не гонитесь за модой.

ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер одежды:
«Быть немодным тоже плохо. И быть супермодным – это тоже нехорошо. Мода не меняется кардинально. Меняется ширина брюк, длина брюк. Хорошо сидящий жакет будет всегда моден. Даже если все носят оверсайз, а он приталенный, но отлично подчеркивает твою фигуру – никто слова не скажет. Черные брюки и черную водолазку можно носить десятилетиями. Хорошую тельняшку, как любила Шанель надевать под жакет, сколько угодно. Вот это и есть базовый гардероб».

Собирать качественную базу и менять только аксессуары – вот выбор модельера. А имя Коко Шанель – синоним той самой «базы», то есть классики. А как бы выглядели её знаменитые модели одежды, если бы она родилась и выросла в Петербурге, Мы никогда не узнаем. А вот искусственный интеллект – предположил.

Это стиль вечен. А мода переменчива. Именно она делает нас героями своего времени. Возвращает в прошлое или предлагает новый эксперимент. Главное не относиться к ней слишком серьёзно и помнить: в моде не бывает правильно или не правильно. Только так, как вы чувствуете.