ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь мы возвращаемся к той страшной истории, о которой мы рассказывали в нашем прошлом эфире. Когда жительница Петрозаводска приехала к нам в Петербург и по причине, которую сейчас пытается установить следствие, выбросила в мусорный контейнер свою 5-месячную дочь. Слава Богу, дворник, трудовой мигрант из Кыргызстана, услышал плач девочки и спас её. Сейчас ребенок находится под наблюдением врачей. Её жизни и здоровью ничего не угрожает.
Но трагедия заключается в том, что таких случаев стало появляться всё больше и больше. И в Петербурге, и в Ленинградской области, и во многих других регионах страны.
Что это? Откуда берёт корни это страшное, убийственно-мрачное явление – выбрасывать своих детей на улицу, обрекая их на неотвратимую смерть? Как такое возможно? Давайте попробуем разобраться в причинах. Наталья Бандурина продолжит тему».
НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Московский проспект, двор дома номер 207, раннее утро. Кто-то неторопливо допивает свой кофе, кто-то уже стоит в пробке по пути на работу, а здесь, на контейнерной площадке, разворачивается настоящая драма. Камера видеонаблюдения зафиксировала: женщина в розовом платке с коляской подходит сначала к одному баку, потом перекатывает коляску сюда и в итоге уходит. А вот то, что не попало на видео. Об этом она расскажет следователю, после задержания».
Со слов задержанной, она завернула за угол и присела на скамейку, чтобы удостовериться в том, что за ее 5-месячной дочерью точно придут. Все это время девочка громко плакала. Услышал крик ребенка, а когда подошел ближе к помойке, то не поверил своим глазам, местный дворник. Он всего две недели назад приехал работать в Петербург из Кыргызстана, а тут такое.
Этот 18-летний парень не дал замерзнуть ребенку, вызвал скорую, сейчас девочка под присмотром врачей. На мать завели уголовное дело по статье об оставлении в опасности. И, к сожалению, это уже далеко не первый подобный случай. Вот лишь некоторые из них.
6 сентября 2025. Во Всеволожске женщина оставила новорожденную дочь в коробке рядом с мусоропроводом.
28 мая 2025. Петербург. Опять ребенок найден в подъезде. Он мешал матери выпивать.
19 декабря 2024 года. Петербург. Женщина, педиатр по профессии, оставляет своего ребенка посреди торгового комплекса с запиской в коляске: «мама больше не вернется».
Что заставляет этих женщин совершать такое? Самое сложное – выяснить причину. Осознанная ли это жестокость или болезнь? К которой, к слову, относится и постродовая депрессия.
Симптомы послеродовой депрессии: стойкое чувство подавленности, потеря интереса к вещам, которые приносили радость, в тяжелых случаях – мысли о причинении вреда себе или ребенку.
Сразу оговоримся, Татьяна справилась, она пережила этот тяжелый период в своей жизни, вспоминать об этом не любит, попросила не показывать лица, голос по ее просьбе мы тоже изменили.
Наталья Яковлева – акушер с 40-летним стажем, а разговариваем мы с ней в первом в России роддоме, он был основан по распоряжению самой Екатерины Великой. Сегодня это знаменитая «Снегирёвка». А это – чудом сохранившийся, дошедший до наших дней детский кувез для отказников. Эдакий «бебибокс» образца 18-го века. В то время женщины, которые отказывались от своих детей, были или слишком богатыми или, наоборот, слишком бедными. Одни так избавлялись от незаконнорожденных, другие не знали, на что кормить своих отпрысков. Этот отделанный кожей короб с удобными ручками для переноски и стеклянным окошком для малыша принимал всех вне зависимости от сословия, уравнивал шансы на будущее.
О том, как драматично складывались судьбы таких детей, подробно описано в знаменитом романе «Петербургские трущобы».
Сегодня помогают самым маленьким, иногда спасают от верной гибели вот в таких домах ребенка. Сюда привозят детей, которым в их родной семье угрожала опасность. 3-летнюю Карину (имя изменено) обнаружили соседи. Вся грязная, голодная, она сидела в захламленной квартире. Когда ее привезли, она не разговаривала, сторонилась людей. А уже на второй день стала улыбаться.
Сейчас Карина находится в изоляторе. Это стандартная процедура для всех вновь прибывших. Девочку полностью обследуют, а потом встанет вопрос, что делать дальше. Либо обратно в семью, либо в группу на второй этаж.
На сегодня у этих малышей есть все. Отличное питание, занятия в бассейне даже солевая пещера, удобные кроватки и красивые игрушки. Нет только одного, самого главного – семьи. Формально биологические родители у многих живы и даже вполне себе здоровы, только вот любят их детей совсем другие люди.
Их жизнь началась с предательства самых близких, самых родных. Вернуть веру в людей, исправить эту несправедливость, подарить шанс на счастливую жизнь – вот, что самое важное для тех, кто принял этих детей как своих.
Ни когда Елена узнала о гибели мужа, ни когда лишилась жилья – она в прямом смысле слова осталась на улице с трехмесячным ребенком, – ни разу она даже мысли не допустила, что может оставить своего сына. Взяла себя в руки и стала искать помощь. И нашла ее. Здесь, в кризисном центре, на Трамвайном проспекте.
Абсолютно любая женщина, беременная или с ребенком, если ей некуда идти, если ей не на что кормить своего малыша, в конце концов, если она стала жертвой домашнего, может обратиться сюда. Ей предоставят отдельную комнату, одежду, помогут с документами, как в хорошем отеле, предоставят четырехразовое питание.
Были случаи, когда у женщины не было денег даже на проезд, чтобы добраться до центра, тогда за ней присылали такси, или решали проблемы с документами. Чтобы сюда попасть, нужно иметь постоянную или временную регистрацию в Петербурге, но даже если и этого нет, то тоже помогут.
Похожие центры есть в каждом районе города. Только здесь за 27 лет работы 600 спасенных судеб. Возможно, эта женщина в розовом платке и курьерской сумкой за плечами даже не догадывалась о том, что помощь была где-то рядом. По крайней мере, так хочется думать. В любом другом случае за содеянное придется отвечать по закону.