В гостях у программы «Утро в Петербурге» Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга.

Василий Киров, ведущий: Сегодня речь пойдёт о ремонте дорог и дворов, а также о том, как граждане могут повлиять на качество работ по ремонту и благоустройству. Кто в нашем городе отвечает за состояние дорог в целом?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: В начале хотел бы разделить понятия «автомобильная дорога» и «внутриквартальный проезд», так как их правовой режим различается. Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспорта, включающий проезжие части, тротуары, разделительные полосы и другие элементы. Их статус регулируется федеральным законом о дорогах и дорожной деятельности. В Санкт-Петербурге содержание дорог осуществляет Комитет по благоустройству, а ремонт и капитальный ремонт – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Автомобильные дороги включаются в перечень региональных дорог, утвержденный постановлением правительства.

Марианна Дьякова, ведущая: А кто отвечает за дороги внутри дворов?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Внутриквартальные проезды дорогами не являются. Они располагаются на внутриквартальной территории – между домами или общественными зданиями. Это объекты благоустройства, и их содержание и ремонт возложены на органы местного самоуправления, то есть муниципалитет. Если же дворовой проезд находится на земельном участке под многоквартирным домом, он считается общедомовым имуществом, и за него отвечает управляющая организация.

Марианна Дьякова, ведущая: Если, например, во дворе огромная яма, через которую приходится ежедневно проезжать, как действовать? Нужно ли сначала выяснить, кому принадлежит территория?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Начинаем с простого: если это двор, скорее всего, это внутриквартальный проезд. В таком случае обращаемся в орган местного самоуправления, на территории которого обнаружена яма. Работы по ремонту планируются в рамках агротехнического периода – с 15-го апреля по 15-е октября – и выполняются в соответствии с муниципальным планом.

Марианна Дьякова, ведущая: Достаточно ли одной жалобы, или нужно собрать подписи жителей?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Коллективная жалоба лишь морально усиливает обращение, но юридически её статус не меняется. Если вы видите бездействие органов власти, в том числе местного самоуправления, двери прокуратуры для вас всегда открыты.

Василий Киров, ведущий: Стоит ли жаловаться на каждую яму? Есть ли график проверки территорий со стороны властей и управляющих компаний?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Обращения граждан – большая помощь для органов власти. Но, безусловно, органы должны сами знать о проблемах. Муниципалитеты и Комитет по благоустройству ежегодно проводят техническое обследование подведомственных территорий. По его результатам составляются дефектные ведомости, которые становятся основанием для ремонта.

Марианна Дьякова, ведущая: Город активно развивается. Может ли быть так, что в новом районе дорога не числится ни как автомобильная, ни как внутриквартальная? Что делать, если после строительства остались ямы?

Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Формально такой ситуации быть не должно, но на практике мы сталкиваемся с подобными случаями. Например, застройщик во время строительства делает технический проезд для техники, который потом используют жители. Или бывшая промзона превращается в жилой район, и старый проезд становится оживленной дорогой. Комитет по благоустройству не может содержать такие дороги, так как они не включены в перечень дорог общего пользования, а у других органов нет полномочий на их обслуживание. В таких случаях проезд содержит районная администрация. Если у него есть признаки дороги, администрация может выявить его как бесхозяйный объект, оформить право собственности Санкт-Петербурга и включить в перечень. После этого дорогу приведут в порядок силами Комитета по благоустройству и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры.