ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И ещё одна юбилейная дата, мимо которой мы не могли пройти. 28 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова.

Товстоногов – это имя, с которого начинается одно из величайших явлений в отечественной культуре, имя которому Ленинградский Театр. На постановки Товстоногова, чтобы купить билеты, очередь занимали в час ночи. И даже мост через Фонтанку у театра потом в городском фольклоре так и назвали – «Нет ли лишнего билетика». А сколько звёзд вышло из труппы, которую собрал Товстононгов! Смоктуновский, Стржельчик, Лавров, Басилашвили, Фрейндлих. Луспекаев, Борисов – нельзя закончить этот список. И все эти звёзды были собраны в одной вселенной, имя которой Великий Гога. В чём секрет был этого художника? Какой он был в жизни? И почему до сих пор мы не можем понять, как из обычного советского театра был создан один из величайших феноменов мирового театрального искусства? Смотрите  специальный репортаж Наталии Бандуриной, в котором она искала ответы на эти вопросы».


НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Театральный институт на Моховой, легендарный ЛГИТМиК, как и в любом театральным вузе, Система Станиславского – это основа основ. Не просто техника, которой обучают актеров. Это философия – не игра, а жизнь на сцене. Но мало кому известно, что другой великий режиссер эту систему дополнил и усовершенствовал. Его имя – Георгий Товстоногов. До сих пор его система – формула успеха спектакля, которую он как будто писал с собственной биографии. Всего 5пунктов – 5 понятных событий. И при этом на сцене – это вся жизнь с ее бедами, счастьем взлетами и падениями».

Товстоногов родился в Тбилиси 28 сентября 1915 года. Но официально его годом рождения считается 1913-й. Поступая на режиссерский факультет ГИТИСа, он убедил отца прибавить себе пару лет, чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриента. С тех пор Георгий Александрович отмечал юбилеи дважды, а все государственные награды ему вручали на два года раньше.

Он действительно как будто знал, что будет в судьбе главный в его жизни театр. Театр – дом, клуб единомышленников, там, где он станет тем самым Товстоноговым, которым будет восхищаться весь мир. И по его же системе это, конечно, основное событие биографии.

Свой путь в БДТ он начинал в 1956 году. Театр готовился отметить свой 37-й день рождения, накануне торжества труппе представили Георгия Александровича – 11-го по счету главного режиссера. И начал он с увольнений.

Так, в Театре имени Горького появился главный режиссер, он задержался не на год и не на два, он руководил БДТ долгих 33года. А начал действительно с увольнений. Но, прежде чем возмущаться, каждому актеру было предложено альтернативное место работы и решен квартирный вопрос, в этом был весь Георгий Александрович. Всегда потом, когда по тем или иным причинам ему нужно будет расстаться с актером, он испытывал смешанные чувства.

Те, кто с ним останется, – этих актеров будут называть золотым составом БДТ. Лавров, Лебедев, Басилашвили, Смоктуновский – вот лишь некоторые имена. Что не спектакль – то событие.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Лештуков мост. Да, тот самый, который напротив БДТ. В 60-70-е, его название даже коренные ленинградцы не все знали, в народе этот мост назывался «Нет ли лишнего билетика». Очередь стояла до самого театра, и люди в прямом смысле слова жгли ночью костры, чтобы попасть на спектакль Товстоногова».

Когда в 57-м году Товстоногов поставил «Идиота» со Смоктуновским в главной роли, в театре начались проблемы с уборщицами. Они постоянно увольнялись, и приходилось брать новых. Потом выяснилось: билетов было не достать, и студентки, таким образом, устраивались на работу в театр, чтобы посмотреть спектакль. Успех был феноменальным. На премьере зрители аплодировали 32 минуты после того, как занавес опустился.

Говорят, что когда Гога – так его называли – приходил в театр, все – от администраторов и осветителей до народных и заслуженных артистов – будто приходили в тонус. Пространство заполнялось его энергетикой, передать словами это конечно невозможно.

Добровольная диктатура – принцип, по которому жил театр, у Товстоногова вообще все строилось на таких оксюморонах. Хороший плохой на сцене, влюбленный и ненавидящий одновременно, он умел так работать с актерами, как никто другой. Репетиции с Георгием Александровичем вообще были как отдельный вид искусства.

Как современно сегодня смотрится «История лошади» – спектакль, поставленный в далеком 75 году. Практически без декораций. Спектакль-исповедь, после которого в зале молчали. Или яркая, шумная, безумно смешная Ханума – Товстоногов мог делать со своим зрителем все: заставить его страдать и смеяться с одинаковой силой.

Летом 1972-го, после гастролей БДТ в Москве, газета «Правда» обвинила Товстоногова в извращении классики. Причиной стала постановка «Ревизора» с Лавровым в роли Городничего и Басилашвили в роли Хлестакова. Критика в главной газете страны тогда была равносильна приговору

В январе 1976-го режиссера вызвали в Ленинградский областной комитет партии, поговорить о «порочной линии» театрального репертуара, и предложили подумать об увольнении. Вернувшись в театр, Товстоногов принялся сочинять заявление об увольнении – третье по счету, после запрета «Римской комедии» в 1965-м и статьи в «Правде».

Про него говорили: он мог проверять актеров на «звездность». Саму Фрейндлих держал одно время в массовке. А Олег Басилашвили однажды хотел писать заявление на увольнение, потому что ролей не давали. Но у Товстоногова не было случайных и проходных. Народный артист России Юрий Стоянов как никто другой знает, что такое быть в запасе в труппе того БДТ. На протяжении 17 лет службы в театре практически одни роли второго плана.

По воспоминаниям Нателы Александровны, незадолго до смерти брат чувствовал себя нехорошо – сердце. Нужно было делать шунтирование. Лавров договорился с московскими врачами, и Георгий Александрович уже согласился и почти отправился в путь, но вдруг отказался от операции. А спустя месяц, 23 мая 1989 года, сердечный приступ застал 73-летнего Товстоногова за рулем автомобиля, когда он остановился на светофоре у Марсова поля, неподалеку от дома.

Смерть настигла его в пути. В прямом смысле слова. Такое срежиссировать невозможно, это сделала сама жизнь. Он навсегда остался на этом маршруте под названием «БДТ».

В мастерской Геннадия Рафаиловича Тростянецкого – ученика Товстоногова – молодые люди, будущие режиссеры, постигают секреты профессии. Дело Товстоногова живет в его учениках и учениках его учеников.

Новатор, диктатор, провидец – эпитетов может быть сколь угодно много, да все будут «не до…». Можно разбирать его систему и пытаться приблизиться, но чувствовать, как он, мог только сам Товстоногов, он говорил, есть спектакли-ответы, но спекали-вопросы ему были ближе. Вот и мы до сих пор в поисках разгадки его гения.