ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь переходим к одной из главных тем, которую обсуждают по всей стране уже вторую неделю. Я имею в виду трагедию в Ленинградской области, когда люди погибли от суррогатного алкоголя или, говоря народным языком, «палёной водки». Число жертв, как сообщает ТАСС, составило 41 человек.
Сорок один погибший. Это такое маленькое сельское кладбище получится. Такова цена, которую мы заплатили за то, что до сих пор не можем уничтожить этот чёрный рынок смерти по продаже алкогольного суррогата. Правоохранительные органы установили предполагаемый источник распространения нелегальной спиртной продукции в Ленинградской области. По данным официального представителя ГУ МВД России Ирины Волк, этот яд хранился на складе коммерческой организации в поселке Трубников Бор Тосненского района. И, самое удивительное, что именно этот адрес и фигурирует в списке компаний, которые официально обязаны за бюджетные деньги сначала хранить, а потом ликвидировать эту фальсифицированную алкогольную продукцию. Официально. Причём для этого даже выделяются огромные деньги из государственного бюджета. Деньги выделяются. А люди гибнут.
Чему нас должна научить эта трагедия? И как нам остановить этот маховик смерти от алкогольного суррогата? Евгений Борисов провёл своё расследование в поисках причин этой трагедии».
Ольга Степанова и Николай Бойцов стали первыми задержанными в уголовном деле. По версии следствия, она яд поставляла, он – разливал и продавал пьющим соседям. По 150 рублей за бутылку. Но это лишь вершина айсберга чёрного рынка суррогатного алкоголя.
Откуда этот спирт и кто виноват – самые главные вопросы. Их следователи задали федеральной службе – Росалкогольтабакконтролю. Это мощнейшая федеральная структура, которая контролирует рынок с финансовым оборотом около пятисот миллиардов рублей в год. Представительства есть в каждом регионе.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВ, корреспондент:
«Это их петербургский офис. Главная задача – регулирование производства и оборота алкоголя и табака. То есть, уничтожение незаконной спиртосодержащей продукции. К примеру, конфискованной в каком-либо из баров, тоже на их плечах! И вот как выглядит схема работы в нашей истории».
В 2024 году по всей стране полиция конфисковала 10,5 млн литров нелегального алкоголя. Росалкогольтабакконтроль объявил тендер на его уничтожение. Согласно сайту госзакупок, контракт ценой 1,4 млрд рублей выиграло столичное ООО ЦМПТ, они уже имея опыт утилизации перекладывают свою работу на другие компании. Изучая список, среди прочих находим ООО «Кастодиан», в штате которого, по официальным данным, работает всего один человек.
Строка номер 30. Ленинградская область. Тосненский район. Деревня Трубников бор. Московское шоссе, 61. Да, это тот самый склад, из которого смертельный яд попал в эпицентр трагедии – деревню Гостицы. А уже потом разошёлся по другим посёлкам.
И пока следователи продолжают выяснять, кто и как с официального склада, в котором на бюджетные деньги должны были хранить и уничтожать контрафакт, продал его перекупщикам, так и остается без ответа главный вопрос: сколько ещё должно произойти трагедий, чтобы маховик смерти и торговли черным алкоголем, причиной которого стал выигранный госконтракт, больше не приносил беду в дома российских городов и посёлков?