ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим тему сохранения исторических ценностей. Совет по сохранению культурного наследия уже готов принять окончательный план реставрации Конюшенного ведомства. В целом концепция одобрена. Остались последние детали.

Главная задача этого проекта, говоря языком специалистов, это приспособление уникальных архитектурных черт Конюшенного ведомства под функциональное использование в качестве современного общественного пространства. Проект предполагает восстановление двух дворовых флигелей в своих исторических габаритах. Сформированный таким образом центральный открытый двор становится главной общественной площадкой всего комплекса. Там будут проводиться различные городские мероприятия.

Итак, Старый Новый Петербург. Закончена работа над концепцией обновлённого Конюшенного ведомства. А какие еще заброшенные уникальные архитектурные заповедники города обретут новую жизнь? И, самое главное, какими они предстанут в этой новой жизни? Антон Цуман изучил некоторые из проектов».


Нередко героями наших репортажей становятся исторические здания нашего города. Их история и их судьба. И так часто бывает, что за их судьбу переживают и следят не только журналисты, а все неравнодушные петербуржцы. И вот несколько таких историй-судеб. Со счастливым финалом.

КОНЮШЕННОЕ ВЕДОМСТВО

Когда-то здесь был военно-стратегический объект. И даже сегодня доступ сюда ограничен. Нет, не из-за секретов, а из-за аварийного состояния. Но мы сейчас покажем, как выглядит изнутри географическое сердце Петербурга. Конюшенное ведомство.

Архитектор Юлия Богданова рассказывает, на то время лучшего места для размещения стратегического объекта той эпохи было не придумать. Это тот редкий случай, когда комплекс зданий в течение нескольких веков не менял свою функцию.

Это место памятно сразу с нескольких сторон. В этой церкви Спаса Нерукотворного образа отпевали закатившееся солнце русской Поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

Ведомство подарило нашему городу сразу несколько топонимов: одну площадь и две улицы. И стало полем для творчества архитекторов разных поколений: Гербеля, Стасова, Ринальди.

После того, как ведомственные гаражи съехали, здание постепенно пришло в запустение. В 2010 году один из застройщиков планировал переоборудовать его в апарт-отель, уничтожив все интерьеры. Тогда против этого проекта было собрано 60 тысяч подписей, и здание вернулось в собственность города.

Оно стояло прикрытое баннерами Чемпионата мира 2018 года и смиренно ожидало решения своей судьбы. И вот в 2025 году оно было найдено.

Архитектор Никита Явейн рассказывает, ещё 10 лет назад идею разместить в Конюшенном ведомстве ресторан просто бы засмеяли. Но эпоха сменилась, Петербург принял формат гастрономических кластеров. В галереях планируют разместить кухни, рестораны, прогулочные зоны, при этом не затрагивая исторические стены, чтобы и через 100 лет здание можно было бы приспособить для новой функции.

Да, пока проект должен пройти множество этапов разработки, согласований, расчётов. Это долгий процесс. Но у него есть большие шансы на успех. Как и у нашего следующего героя.

ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА

Такое уменьшительно-ласкательное название пробирной палате дала императрица Анна Иоанновна, хотя сама служба основана ещё Петром I и на три года старше Петербурга.

Краевед и экскурсовод Ирина Тыхеева рассказывает: изначально палатка располагалась, что логично, рядом с монетным двором, в Петропавловской крепости. Но ювелирное дело развивалось и проводить экспертизы на Заячьем острове стало неудобно.

И тогда же здание стало буквальным воплощением Петербурга Достоевского, что отразилось в советском кинематографе. Именно на его фоне рассуждают об игре и проигрыше герои телефильма «Подросток», снятого по одноимённому роману.

В то время, когда снимался этот фильм, пробирного надзора здесь уже не было. Здание перевели в жилой фонд. Уже в новое время, в начале 00-х, пробирная палата приглянулась обществу с ограниченной ответственностью «Легион», который должен был перестроить его под гостиницу, но оставил только это…

Затопленный котлован и фасадная стена, выходящая на казанскую улицу. Вот и всё, что оставалось тут до недавнего времени. Но теперь пробирную палату ждёт новая судьба и новая функция.

Это, можно сказать, финишная прямая строительства нового и современного спортивного комплекса, по заказу и под надзором городского Комитета по физической культуре и спорту. Специалистам чудом удалось сохранить даже оставленную после сноса стену.

В новом комплексе разместятся специальные тренажёры для подготовки гребцов, зал для занятий спортивными единоборствами, и, на месте заросшего пруда – памятника безответственности предыдущего застройщика – уже обретает очертание самое технически сложное сооружение.

Главный инженер проекта Наталья Эйкельман отмечает, здание Пробирной палаты восстановили в чётких исторических границах на момент сноса. Но компромиссы, на которые пришлось пойти, не помешали сделать его комфортным и безопасным.

По плану строительство должно завершиться уже в этом году. И это не единственный объект, судьба которого решается в лучшую сторону прямо на наших глазах.

ОСОБНЯК БРЕММЕ

12-я линия Васильевского острова. Как будто пришелец из другой эпохи. Маленький двухэтажный особнячок, окружённый новеньким, с иголочки, жилым комплексом. Но чтобы рассказать подробнее о его прошлом, переместимся в музей архитектурной керамики, где хранится в буквальном смысле частичка этого прошлого.

Научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга Артём Кормщиков рассказывает. Изначально на том месте была деревянная усадьба, пока в конце 19 века землю не приобрели братья промышленники Эдуард и Вильгельм Брёмме, которые предпочли жить прямо возле организованного ими производства красителей и масел.

После революции завод был национализирован, а особняк стал заводской проходной и административным зданием. В годы блокады на этом заводе производили хвойный концентрат, который поддерживал силы ленинградцев и который выдавали, в том числе, и в этом здании. Его так и называли – витаминная аптека. В 70-х особняк планировали снести. Тогда же в музей и попали элементы декора. Но так или иначе он служил предприятию до самого его банкротства в 2006 году. А территория была продана под застройку.

Таким это здание можно было видеть ещё 3 года назад. Обветшавшее, с облупившейся краской, прогнившими досками. В защиту «блокадной витаминной аптеки» выступали многие жители Петербурга. Здание признали объектом культурного наследия. И вот буквально на днях сняли последние строительные леса.

Руководитель проекта реставрации Дарья Шушура поясняет. Любой деревянный дом, если в нём останавливается жизнь, очень быстро приходит в негодность. Вот и здесь фундамент пришлось строить заново. Дом разбирали буквально по брёвнышку, каждое долго лечили дезинфицирующими составами. Те, что вылечить не удалось, заменяли. Но не новоделом, а стройматериалом той эпохи, который везли аж из Вологды.

Вот так редчайший образец деревянного зодчества Петербурга снова приковывает взгляды. И ждёт нового заботливого хозяина. То, что на языке специалистов сухо именуется «приспособление под современное использование», на самом деле значит не только придать старинному зданию современную функцию. Фактически – дать ему новую судьбу. Ведь все они – часть истории Петербурга, утратить которую значит потерять навсегда. И она не должна быть и не будет потеряна.