ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«На этой неделе археологи опять вернулись на место нашей «Петербургской трои». И пространство рядом с гостиницей «Охтинская» снова превратилось в оживленную археологическую площадку. Специалисты исследуют территорию бывшего шведского города Ниен, 17-й век. Это Петербург до Петербурга. Археологи вернулись на те места, изучением которых занимались два года назад, чтобы ещё дальше углубиться в прошлое. Работы ведёт Охтинская городская экспедиция Института истории материальной культуры РАН.
На этой территории в 2023 году были обнаружены две мощёные улицы: Гурдина и Георгиевская, шведские фортификационные сооружения и каменная постройка 17-го века. В соответствии с действующим законодательством они были сохранены и законсервированы. Сейчас исследуются культурные слои нескольких хронологических этапов. Наиболее ранние находки относятся к первой половине 17-го века.
Среди других находок – пушечные ядра. Это эхо войны. Штурм Ниеншанца русскими войсками в 1703 году. Много монет самых разных времен. Немало предметов быта, в том числе фрагменты курительных трубок. Одна из трубок сохранилась даже с остатками табака. Сырая невская земля сохранила много хрупких деталей – легко узнаётся колесо от телеги, мётла, даже кожаная оплётка нагайки. Есть вещи уникальные, предназначение которых еще только предстоит разгадать, например, чехольчик в форме рыбки.
Главная находка – северные фортификационные сооружения шведского города. Ранее не было известно точно о существовании рва и песчаного вала вокруг крепости. Данные картографических материалов разнились.
И вот петербургские специалисты поставили точку в этом вопросе. На основании проведённых исследований они узнали, что шведы закопали этот ров. Таким образом, они косвенно помогли Петру I быстро овладеть городом. Вот где находится настоящий ключ к нашему городу».
АНДРЕЙ ГОРОДИЛОВ, руководитель Охтинской городской экспедиции Института истории материальной культуры РАН:
«Мы этот вал и связанный с ним ров обнаружили, исследовали, но в 2023 году осталась непонятна трассировка и контуры этих защитных фортификационных объектов. В этом году мы планируем все-таки с этим вопросом разобраться, выяснить, как этот ров шел. Но уже понятно, что он не был достроен шведами до конца. То есть, сами шведы, видимо, когда его вырыли, столкнулись ровно с той же проблемой – наличие высокого уровня грунтовых вод. Эта фортификация стала обрушаться, заплывать, поэтому они сами же ее и закопали, и прямо на ней стали возводить свои сооружения. Таким образом, город к моменту прихода Петра остался без оборонительных сооружений. То есть, крепость оставалась, а вот сам город, видимо, не был защищен, что и позволило Петру достаточно быстро овладеть этими территориями».