ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Начинаем мы с самого главного события этой недели для Петербурга. 18 сентября сотрудниками ФСБ был предотвращён террористический акт. В Калининском районе Петербурга готовили взрыв автомобиля и убийство главы одного их крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Теракт готовили трое завербованных украинскими спецслужбами россиян. Две женщины следили за жертвой и прятали взрывчатку на одном из городских кладбищ. Бомбу из тайника забирал уже 19-летний подозреваемый, который даже для конспирации был переодет в старушку. На видео он в длинной юбке пытался имитировать походку пожилого человека и ходил с тростью. Преступник даже послал фото своим кураторам, чтобы они оценили его креативный подход.
Итак. ФСБ отработала чётко, слаженно и оперативно. Все трое задержаны. Но удивляет другое. Ведь ещё вчера все эти трое были среди нас. Ездили с нами в метро. Ходили рядом с нами по улицам. А теперь они террористы. То есть те люди, которые даже не являются врагами. Они страшнее врага. Они предатели. И сколько ещё подобных операций должны провести наши спецслужбы, чтобы таким, как они стало ясно – исход для всех, кто становится на этот путь, только один. Навсегда перечеркнуть свою жизнь. Своё будущее двумя чёрным лентами двух страшных слов: «Измена Родине».
Слова эти страшнее любого приговора. И неужели мрачная и кровавая история Дарьи Треповой, которая осуществила теракт в одном из кафе на Васильевском острове, ничему и никого не научила? Кстати, 26-летнюю Трепову приговорили к 27 годам заключения. И вот, новая попытка очередного теракта. Сколько ещё таких спецопераций надо провести ФСБ, чтобы остановить этот конвейер по производству террористов?»
Это фрагменты переговоров между оперативными сотрудниками ФСБ. Они записаны буквально за несколько секунд до начала операции. Когда прозвучит команда: «Работаем», «Захват», «Встаём».
Да, мы часто слышим из сводки новостей про то, как люди, в основном пожилого возраста, доверчиво попадают в сети агентуры украинских спецслужб. Но очень важное и опасное отличие этого случая от многих других заключается в том, что здесь в качестве исполнителей теракта были завербованы достаточно молодые люди. 19 лет. 31 и 32 года. Две гражданки России. Безработные. Окончили в Петербурге колледж моды. Потом, после задержания, признались – хотели быстро заработать и уехать в Таиланд. На своих кураторов вышли через чат-бот в Telegram. Всё очень традиционно. Сначала лёгкие задания что-то нарисовать на стене. Что-то где-то сфотографировать. Небольшие оплаты за незначительные по сложности задания.
А потом уже более серьёзное задание. Отследить маршруты движения личного транспорта, на котором передвигается руководитель одного из крупнейших в Петербурге оборонных предприятий. На велосипедах. С прикреплёнными камерами они ездили вокруг дома своей намеченной жертвы. И передавали все детали локации для будущего теракта. То есть они чётко знали, что они делают, зачем они это делают. Знали о том, что будут жертвы. И надеялись, что потом, получив деньги, уедут в свой любимый Таиланд. Не уехали.
Это сейчас они смущены и открыты к сотрудничеству со следствием. Но когда их вербовали, они были более острожные и хитрые. Все сведения они по особым каналам связи передавали исполнителю. Ему 19 лет. Он тоже гражданин России. Понимая, что вокруг места проведения запланированного теракта установлены камеры наружного наблюдения, преступник переоделся в старушку. Даже селфи успел сделать. Теперь его тоже изучают сотрудники ФСБ. Кстати, есть официальный документ, подтверждающий, что на все эти переодевания и маскировку его кураторы перечислили на карту 25 тысяч рублей. Чтобы старушка была одета более достоверно.
Но никакие переодевания и прочие ухищрения, например, камуфлирование взрывного устройства под пауэрбанк, не помогли. Сотрудники ФСБ сработали оперативно, чётко. Теракт был предотвращён.
Напомню, что предполагалось взорвать рядом с жилым домом в Калининском районе города машину одного из руководителей крупнейшего оборонного предприятия в Санкт-Петербурге. Все трое задержаны. И теперь за измену родины им грозит пожизненное заключение. А ведь ещё вчера все эти трое были среди нас. Ездили с нами в метро. Ходили рядом с нами по улицам. А теперь они террористы. То есть те люди, которые даже не являются врагами. Они страшнее врага. Они предатели. И сколько ещё подобных операций должны провести наши спецслужбы, чтобы таким как они стало ясно: исход для всех, кто становится на этот путь, только один. Навсегда перечеркнуть свою жизнь. Своё будущее двумя чёрным лентами двух страшных слов: измена Родине. И эти два слова страшнее любого приговора.