ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Петербург готовится к главному шоу этого года – конкурс «Интервидение». И это событие – лишнее подтверждение старой истины: всё новое – это хорошо забытое старое. И давайте тогда попробуем раскрыть эту тему: почему всё большую популярность и даже моду обретают старые традиции? От советских конкурсов международных исполнителей до русских частушек и напевов. Все мы знаем про невероятный и фантастический эффект Кадышевой, как её песни про «широка река, глубока река, не доплыть тебе с того бережка» вдруг стали самыми модными хитами среди молодёжи. А в топе музыкальных чартов – новинки, продолжающие традиции русских народных песен. Одна из них – композиция «Матушка» Татьяны Куртуковой. И более того, если верить статистике, летом 2025 года россияне всё чаще стали отдавать предпочтение спокойному и экологичному отдыху в стиле «избинг», от слова «изба». Число бронирований в малых городах с богатым историко-культурным наследием увеличилось примерно на 15%. То есть россияне предпочитают отдых там, где русский дух, где Русью пахнет. Я уж не говорю про моду, стиль, дизайн, кухню. В чём заключается секрет этого феномена, когда фраза «сделано в России» означает – это модно, стильно, молодёжно? Полина Ганичева попытается объяснить нам этот парадокс. А может, и не парадокс, а традиционное и вполне логичное возвращение к нашим истокам».
Эта песня старше многих в этом зале. И даже в нулевые, когда только появилась, она не была так популярна. А-ля рус на «Алых парусах» и стадионах, в народных рубахах играют свадьбы, а на выходных «городские» пробуют «избинг». Но если вынести за скобки это нерусское слово «хайп», что останется от настоящего русского стиля сегодня? Стиля жизни.
«Где песня льётся, там легче живётся»
Свердловская область. У ворот в очередной этнографической экспедиции ансамбль «Толока». Здесь все – молодые профессиональные музыканты. Они не просто приезжают в деревни за фольклором. Они и есть фольклор. Готовятся, учат песни этого региона. Мелодии, тексты, диалект. И поют их с местными.
В одних регионах ещё живы носители, есть свои коллективы, за столом поют не только по праздникам.
АНТОНИНА СЕРГЕЕВА, артистка ансамбля «Толока»:
«Мы приехали в одно село, где Лиза 7 лет назад записывала ансамбль. Там был огромный материал музыкальный. Мы начали спрашивать бабушек по имени и фамилиям. «Где эта живёт? Где эта живёт?». Называет одну – он говорит: «Умерла». Называет другую – «Умерла». Называет третью – «Умерла…»».
ЛИЗАВЕТА АНЬШИНА, музыкальный руководитель ансамбля «Толока»:
«И никто от них не перенял эту музыку. Да, записи есть, но их дети уже не поют эти песни».
Артисты родом из Вологды, Кузбасса, Ямала. Из городов и деревень. То, что привозят из экспедиций, исполняют на концертах. Так у вообще-то авторской, а не народной, «Калинки-малинки» нашёлся другой, действительно народный текст. В Белгородской области это песня о неудачном браке. Где муж – пьяница, а жена устала это терпеть
В деревнях ещё говорят нараспев. Не знают нотной грамоты, а поют идеально. В городе – всё рублено. Коротко. Через точку. И они решили – не повторять, копировать, а просто продолжить то, что начали их бабушки.
СОФЬЯ ИВАНИШКИНА, артистка ансамбля «Толока»:
«Я не могу сейчас сказать, что я слышала, как все мои бабушки на свете пели. Все мои бабушки – это все бабушки нашей страны, которых я слушаю».
«Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай»
Стиль The Babushka, когда западные музыканты носили бабушкины платки, в прошлом. Теперь в моде косынки, кружево и плетение. В галерее петербургских дизайнеров есть зимние и летние, повседневные и парадно-выходные платки.
ЭЛЬВИРА СТРИЖЕВСКАЯ, дизайнер:
«Люди стали прямо носить на поясе, на сумках очень много. Самые смелые повязывают как галстук платочек».
Дизайнер платков Эльвира Стрижевская объясняет: мода возвращается не на несколько веков назад, а всего на пару десятилетий. В 90-е были те же банданы и платки. И ещё 30 лет назад, в 60-е, тоже. У каждой девушки наступает такой момент, когда одежда из маминого шкафа уже не кажется старомодной.
ЭЛЬВИРА СТРИЖЕВСКАЯ, дизайнер:
«Мама носила постоянно платок. Это был ещё Советский Союз. Я любила рисунки рассматривать. Тогда же были цветы на каком-то ярком голубом фоне, я помню. Меня завораживали эти кусочки ткани».
«Птицу узнают в полёте, а человека в работе»
Андрей Путорогин – городской. Петербуржец в 5-м поколении. Даже дачи нет. Но уже 30 лет прядёт. Как-то у друзей в деревне нашёл прялку на чердаке. Посмотрел на неё по-мужски. Как на рабочую машину. Разобрался с устройством, а потом сам начал прясть…
К нему приходят учиться мастерицы от 4-х до 80-ти. Кто-то вяжет и учится сам готовить себе нитки. А кто-то приносит шерсть своей собаки и хочет из неё свитер. Да, это не редкость. И у всех очень примерное представление о прядении. На уровне сказок братьев Гримм. Помните, Спящая Красавица берет в руки веретено и падает замертво. А правда ли это возможно? И чем здесь можно уколоться?
АНДРЕЙ ПУТОРОГИН, преподаватель прядения этношколы «Параскева»:
«Мы полистали в оригинале сказки братьев Гримм – у них по тексту самопрялка. Возможно, произошла подмена».
Разве что вот это металлическое основание кудели, похожее на спицу. Но оно закрыто во время прядения. То есть, чтобы уколоться, красавица должна была не просто взять веретено, а начать его разбирать.
Сесть и просто напрясть и наткать на всю семью на сезон тогда было просто невозможно, а сегодня не нужно. Но ремесло живёт. Ведь это самый естественный и важный для человека процесс. Когда из хаоса рождается порядок.
«Дом вести – не лапти плести»
– Этот дом в деревне Шондовичи мы купили в прошлом году. Наверное, не было смысла его восстанавливать, потому что ничего не осталось.
Но Илья с женой решили, что сохраняют не дом, а историю семьи, что здесь жила. Это уже не первая изба, которую они спасли. Режиссеры кино по образованию они придумали проект, который соединил городских и деревенских. Новые туристические маршруты. Где принимающая сторона – сами местные. Их дома и хозяйство. Не гламурный сейчас «избинг», где можно подержать в руках гуся и сфотографироваться у дома. Встреча с настоящей деревней. Не местом, а состоянием.
ИЛЬЯ ЖЕЛТЯКОВ, предприниматель:
«Люди в деревне – они живут в закрытом социуме. В закрытом обществе. Ты рождаешься, и люди вокруг тебя не меняются. Ни как у нас в городе: мы меняем школу, садики, гуляем по улице и видим незнакомых себе людей. Люди живут в деревне среди тех, кого и так знают с детства, и поэтому нет привычки иметь фигу в кармане. Нет привычки надевать маски, как уже это привыкли вы или я делать. Мы в различных ситуациях разные. А они тебя воспринимают очень просто, честно и целиком».
Может это и не мода на всё русское. А потребность просто быть собой. В мире универсальных стандартов. Громко и от души петь, наконец, выехать хотя бы на дачу, узнать у бабушки, как было раньше, пока не поздно. И может тогда чуть лучше понять себя.