ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Грандиозная выставка в Русском музее «Архип Куинджи. Иллюзия света» обретает всё большие и большие масштабы популярности. Это даже уже не популярность – это бум, ажиотаж. Все хотят увидеть это таинство света Куинджи. Кстати, восхождение Куинджи к вершинам мировой живописи начиналось тоже здесь, в Петербурге, на Большой Морской улице в здании Императорского общества поощрения художеств. Когда ровно 145 лет назад была представлена его картина «Лунная ночь на Днепре». Весь город ходил смотреть на это чудо. Даже члены императорский семьи посетили тогда ту выставку одной картины. Газеты тех лет печатали статьи-разоблачения о том, как художнику удалось отобразить этот лунный свет. Одна из версий – спрятанная с обратной стороны картины маленькая лампочка, которая давала такой эффект. Посетители ходили, заглядывали за картину. С удивлением ничего не обнаруживали. Потом говорили, что художник подмешивает в краски металлический порошок, который и создаёт такой блеск. Но, кстати, последние данные, полученные путём спектрального анализа картин художника, официально свидетельствуют – никаких следов металла в красках на полотнах Куинджи нет. Это краска и только краска. И вот, спустя 145 лет почти повторяется эта сенсация. Все с ума сошли по Куинджи. Русский музей еле справляется с очередями. И мы не могли тоже оставаться в стороне от этого художественного чуда.
Итак. Наш следующий репортаж – «Таинственный свет Куинджи». Как великий Архип Куинджи создавал свою вселенную, наполненную фантастическим светом? Попробуем раскрыть эту тайну на молекулярном уровне. И ответы будем искать везде: от химической лаборатории до залов Русского музея. И вот что мы нашли. Наталия Бандурина расскажет подробнее».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Петербург, 1880 год. В марте проходит первая в мире электротехническая выставка. В августе впервые запускают трамвай движимый электрическою силою. На Невском впервые установили 60 электрических фонарей вместо газовых. А здесь, тем временем, на Большой Морской, в здании Общества поощрения художников, проходит выставка одной картины. Тоже впервые в России. Буквально не протолкнуться. Все желают увидеть удивительное полотно, от которого исходит свет неизвестного происхождения».
В комнате с занавешенными окнами по центру стояла картина, слева и справа на нее был направлен свет от двух электрических ламп. Но зрители искали третью лампу, она, по их мнению, должна была находиться за полотном. Иначе откуда свет? Никто не мог поверить в то, что луна написана простыми красками.
Тоже сентябрь, спустя, правда, 145 лет, «Лунную ночь на Днепре» снова выставляют, именно так, как она и была когда-то презентована широкой общественности. В Русском музее учли все нюансы и требования к экспонированию, как это задумывал сам Архип Куинджи.
И этот случай, когда словами можно только испортить впечатление от увиденного. Так было и полтора века назад, так и сейчас. Посетители выставки как завороженные подолгу стоят перед картиной. В какой-то момент она будто оживает, и эти блики на воде и облака. Не иначе как портал в параллельный мир.
Чем же таким особенным обладал художник, какими такими сверхспособностями, что люди до сих пор ломают голову над одним и тем же вопросом: как это написано? Но перед этим небольшая ремарка. Шедевр Куинджи, которым мы все восхищаемся, дошел до нас несколько в ином виде. И виной тому Великий князь Константин Романов, который сразу после выставки купил полотно за баснословные 5 тысяч рублей, и ушел вместе с картиной в морское путешествие на 2 года. Столько лунная ночь «освещала» его покои на корабле «Герцог Эдинбургский» в итоге в условиях повышенной влажности краски потемнели, кое-где появились царапины. Полотно требовало реставрации. Даже сам автор не смог восстановить его до первозданного облика – остается только догадываться, каким он был. Но даже после такого испытания от картины невозможно оторвать глаз. Архип Иваныч пытался потом повторить свой успех, но даже у него не получилось.
Современники писали про него всякие небылицы. Будто он продал душу, чтобы обладать секретным составом красок, иные находили взаимовыгодной дружбу с Менделеевым, будто тот подарил ему буквально формулу успеха. Другие заявляли: всё дело в правильном освещении, и отчасти это было справедливо.
Сын сапожника, рано лишившийся родителей. Мальчика воспитывали в семье дяди. Бедность и работа с малых лет. Таким было детство будущего гения. Его не взяли учиться в Академию художеств, в которой спустя много лет он будет преподавать. Про таких говорят – самородок. Человек во многом опередивший свое время. Теперь целые научные лаборатории исследуют его наследие.
В этой картотеке хранятся данные о каких либо исследованиях творчества художника Куинджи. Вот, к примеру, рентгенограмма «Березовой рощи». До сих пор один из самых лучших способов распознать подделку. Поскольку нити на холсте у оригинала имеют такое же уникальное строение как, к примеру, отпечатки пальцев на руке человека.
Но это открытие было поистине сенсационным. С помощью специальной техники и многократном увеличении удалось разгадать секрет свечения Куинджи.
Никакого золотого или металлизированного покрытия. Одна лишь техника, которую Куинджи изобрел сам.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Пудра из алюминия, бронза для матового блеска или фосфор – всем до сих пор интересно, что же использовал великий Куинджи для своих полотен… Увы, он мог взять всего 5 цветов и сотворить настоящее чудо».
Пейзаж «Айпетри» написан как раз с использованием пяти цветов, хотя специалисты найдут здесь еще и красный. Он спрятался на верхушках гор.
У этой картины непростая судьба. В 2019-м ее украли прямо с выставки в Третьяковской галерее. На этих кадрах с камер видеонаблюдения мужчина, как будто сотрудник музея, сначала осматривает картину, а потом снимает ее со стены.
По горячим следам преступника тогда нашли, а творение Куинджи попало в руки реставраторов. Ольга Юрьевна Кленова занималась ее восстановлением.
И снова открытие. Все дело в том, что «Ай-Петри» – этюд, написанный на бумаге, а не на холсте. Секрет хранился как раз в ее происхождении.
И снова «Лунная ночь», она как будто повсюду. Либо в таких улыбках от автора, видимо, чтобы реставраторам было о чем подумать, либо в этих этюдах, в самом его начале творческого пути. Он искал долго, экспериментировал над светом и цветом и, наконец, достиг эталона. А потом буквально заперся в своей мастерской, и стал доступен только самым близким друзьям и ученикам.
В тот период затворничества была только одна выставка, и то для самых близких. Пять картин, в числе которых «Иисус в Гефсиманском саду» – и это тоже не превзойденный шедевр мастера. Впервые его выставляют в Русском музее.
Он не оставил после себя ни одной рукописной записи – и уж тем более пошагового рецепта, – как достичь совершенства. И при этом он оставил всё. Смотрите, разбирайте на составляющие закаты и бескрайние просторы степей, уместившиеся в раму. Но, увы, с гениями так просто не получается, в этом и весь секрет, когда вроде все понятно, а повторить невозможно.