В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук.
Людмила Ширяева, ведущая: Учёные из Санкт-Петербурга совершили необычное открытие. В Балтийском янтаре нашли новый вид так называемых рогатых муравьёв. Вид получил имя в честь самого университета.
Николай Растворцев, ведущий: Благодаря таким находкам мы сможем лучше понять и современный мир, и то, каким он был десятки миллионов лет назад, а также узнаем, какую роль играли насекомые в экосистемах прошлого. Вы пришли не в одиночестве, а с тем самым муравьём. Познакомьте нас с ним.
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: Это Eridanomyrma unipetropolitana – один из новых ископаемых видов из Балтийского янтаря, описанный нами совсем недавно.
Николай Растворцев, ведущий: Совпадает ли этот муравей по размерам с современным?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: Это вполне стандартный муравей, сопоставимый с современными размерами, эта модель увеличена в 20 раз.
Людмила Ширяева, ведущая: Как удалось найти именно этот кусочек с ископаемым муравьём? Как поняли, что это что-то новое?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: В Калининградском музее янтаря мы тоже работаем, насекомых много, янтарь в Балтийске изучают уже больше 150-ти лет. Муравьёв известно немало – около двухсот видов из Балтийского янтаря. Но коллекционер прислал фотографию, и стало ясно, что находка уникальная: комплекс новых признаков, которых не было ни у ископаемых, ни у современных муравьёв.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли дать чёткий ответ, какого возраста был янтарь?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: По самым последним данным, это порядка 37 миллионов лет назад.
Николай Растворцев, ведущий: Чем уникальны эти муравьи? Где их рога?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: Коллеги-журналисты уже назвали их «рогатыми». На лицевой части челюстей есть выросты, два таких рожка. Подобное встречалось у позднемеловых адских муравьёв, 100 миллионов лет назад, а у современных и других ископаемых муравьёв такого нет. Функция этой структуры до конца не ясна, есть три версии. Первая – эти рога с примитивными двузубыми челюстями могли служить для прогрызания субстрата в растительных тканях, если муравей жил в полостях растений, как некоторые современные. Вторая – отсутствие простых глазков может говорить о подземном образе жизни, а рога с челюстями использовались для раздавливания плотной добычи. Третья, самая интересная, – муравей мог быть социальным паразитом, и рога с челюстями помогали перегрызать голову самки в некоем «дворцовом перевороте».
Людмила Ширяева, ведущая: Интересно, что агрессивные виды животных, наоборот, приспособлены к выживанию, а тут получается, что такой саблезубый вид муравья вымер. Есть ли предположения у ученых, почему рогатый муравей остался в прошлом?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: Дело в том, что эволюция происходит чаще всего так: чем больше ты узкоспециализирован, чем больше у тебя специализация, тем сложнее перестроиться в эпоху перемен. Климат менялся, были довольно существенные экосистемные перестройки, и вот тогда это и начиналось.
Николай Растворцев, ведущий: Помимо того, что мы узнали сам вид, что ещё капелька янтаря с собой пронесла через миллионы лет?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: В нашей работе при изучении ископаемых и смол каждая находка – часть пазла. Чем их больше, тем картина полнее. Работа похожа на работу судмедэксперта, каждый факт даёт новое, и мы получаем более полную картину. Муравьи рассказывают о климате прошлого, условиях обитания, экосистемах. Современные технологии помогают в этом – 3D-сканирование, высокое разрешение. Модель, которую вы видели распечатанную, получена с помощью компьютерной микротомографии, потому что в янтаре много мусора, включений других объектов, которые могут закрывать важные признаки.
Людмила Ширяева, ведущая: Как будто специально оставили потомкам.
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: В янтаре много мусора, и иногда невозможно увидеть нужные признаки. Компьютерная томография помогает не только получить внешний вид, но и заглянуть внутрь.
Людмила Ширяева, ведущая: Как вы считаете, много ли ещё открытий скрывает балтийский янтарь?
Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ, кандидат биологических наук: Конечно, ежегодно мы описываем несколько новых видов муравьёв и узнаем о них всё больше.