В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Милованова, фотохудожник-соларографист.
Николай Растворцев, ведущий: Говорят, что время нельзя увидеть, но наша сегодняшняя гостья доказывает обратное. Она настоящий художник времени. Её холст – это фотобумага, а её кисть – это солнечный свет, а главный соавтор – само время.
Людмила Ширяева, ведущая: Этим летом петербургская фотохудожница Анна Милованова совершила настоящую сенсацию. Она впервые в мире сделала снимок аналеммы сложнейшей траектории движения Солнца по небу за год. Эту работу заметили и показали в НАСА. Всё это с помощью техники, которую в мире практикуют всего около 50-ти человек – соларографии.
Николай Растворцев, ведущий: Анна работает с самыми невероятными камерами. Банка из-под печенья, грецкий орех или даже тыква могут стать порталом в иное измерение, где наука встречается с искусством.
Людмила Ширяева, ведущая: Само словосочетание «увидеть время» звучит фантастически, но, оказывается, это возможно благодаря вам. Можете нам объяснить, что же значит «увидеть время»? Благодаря чему его можно увидеть?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Время можно увидеть с помощью соларографии. Соларография – это направление аналоговой фотографии, где с помощью камеры-обскуры и светочувствительной фотобумаги создаются снимки, на которых фиксируется траектория движения и активности Солнца. Один снимок может экспонироваться от нескольких дней до нескольких лет. Самый большой снимок с экспозицией на данный момент – 8 лет, он попал в Книгу рекордов Гиннеса.
Николай Растворцев, ведущий: Вы используете в вашем творчестве очень необычные предметы – банка из-под печенья, тыква. Как и для чего вы их используете? Как вам помогает камера-обскура?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Камера-обскура – прототип всех современных фотоаппаратов, древнейшее оптическое устройство. Берётся небольшой ящик или любая светонепроницаемая емкость, в которой делается отверстие, и изображение проецируется внутрь. Одно из удивительных свойств пинхолл-фотографии, соларографии в целом – возможность сделать фотоаппарат из чего угодно. Нет ограничений ни по форме, ни по размерам. Камеру можно сделать из тыквы, грецкого ореха, баночек из-под печенья, баночек монпансье, даже из собственной квартиры.
Людмила Ширяева, ведущая: Ваш творческий метод, в отличии от обычной фотографии, это очень длительный процесс. Процесс съёмки может растянуться на год, на полгода и так далее. Как решаются технические моменты, чтобы камера не пошатнулась, чтобы её не заливало дождём?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Самое главное, чтобы камера была светонепроницаемой и защищала бумагу внутри от воздействия окружающей среды, от солнца, ультрафиолета, дождя. Бумагу нужно защищать весь год. Камеру закрепляют аккуратно: можно использовать монтажный клей, строительные стяжки или скотч, чтобы она не шаталась в течение всего времени экспозиции.
Людмила Ширяева, ведущая: Подождите, а где это происходит? У вас на окне?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Координаты установленных камер я не раскрываю, чтобы их не сняли. Сейчас снимки Санкт-Петербурга получены с Чесменской церкви и Николо-Богоявленского морского собора.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть это не самые доступные точки?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Конечно. Я договорилась с дирекцией храмов, они дали согласие, их заинтересовала моя техника, и они меня пустили.
Николай Растворцев, ведущий: Как архитектура Петербурга общается с движением Солнца? Как вам удается это показать? Помогают ли вам архитектурные объекты, чтобы с более выгодной позиции показать время?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Я начинала с простейших локаций: у бабушки в деревне, на домах, на своём балконе. Потом, как фотохудожнику, мне захотелось усложнять пейзажную составляющую снимка, показывать интересную композицию, чтобы не просто поле и дом с солнечным треком, а что-то более выразительное. Так родилась идея проекта соларографии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сейчас я сотрудничаю с музеями и заповедниками, например, Старая Ладога, несколькими монастырями Ленинградской области, Николо-Богоявленский морской собор, Чесменская церковь, Дом Зингера и другими.
Николай Растворцев, ведущий: В ваших работах больше математического расчёта, или всё-таки вдохновения и чутья художника?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Нельзя, наверное, эти понятия разделить. Вообще, соларография – это квинтэссенция творчества и наук. Здесь соприкасается астрономия, физика, геометрия, химия, но и также композиционное решение и взгляд художника.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда вы поняли, что это действительно что-то уникальное, новое в соларографии?
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Это не моё изобретение. Этой техникой занимаются с начала XXI века. Появилась она в конце 1970-х, а популярность начала обретать на рубеже 1999-2000-х годов.
Людмила Ширяева, ведущая: Но на ваши работы обратили внимание в НАСА и во всём мире. Всё-таки есть в этом что-то такое.
Анна Милованова, фотохудожник-соларографист: Да, во всём мире этой техникой занимаются примерно 100 человек на постоянной основе, в России – около 3-х. Я этим занимаюсь уже 5 лет, поэтому мои снимки иногда мелькают в соцсетях и других источниках. Моей мечтой было попасть в НАСА, потому что у них есть подразделение Astronomy Picture of the Day, которое публикует снимки фотографов и художников, как правило, цифровые – Млечный путь, галактики, созвездия. А здесь – аналемма, снятая на канализационную трубу. Механизм я придумала сама и адаптировала под свои условия, и этот снимок получил мировое признание, что очень приятно.