В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.
Николай Растворцев, ведущий: Как известно, талантливый человек талантлив во всём. Тысячи пациентов знают его как блестящего врача-кардиолога, профессора первого меда, человека, чьих руках бьются самые чуткие человеческие моторы. Но есть у него и другое, совершенно удивительное увлечение, которое требует не менее чуткой руки, глубокого знания анатомии цвета и света, и умения видеть красоту в самых простых вещах.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в музее Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета откроется его персональная художественная выставка под поэтичным названием «Мой волшебный сад».
Николай Растворцев, ведущий: Медицина – ваша основная задача, это наука точная, рациональная. Живопись, наоборот, – сфера эмоций, сфера, где возможны импровизации, самый разный взгляд на одни и те же вещи. Как в вас уживаются эти две противоположные вселенные? Помогает ли вам врачебное мышление в творчестве и наоборот?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Мне кажется, это не может мешать, это только помогает. Человек всегда должен всматриваться в детали, чем бы он ни занимался, и каждый раз наполняться чем-то новым. Мне кажется, что именно для нашей профессии это особенно характерно.
Николай Растворцев, ведущий: Что сложнее – написать симптоматическую картину или создать картину кистью?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Всё зависит от того, что перед тобой прямо сейчас. Ты должен четко реагировать на то, чем занимаешься. В медицине ведь, как мне кажется, все состоит из полутонов, из деталей. Эта наука пока не совсем точная, и здесь умение всматриваться в детали действительно очень помогает.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Ваша выставка называется «Мой волшебный сад». Это метафора, или у вас есть уголок, где вы черпаете вдохновение для своих картин?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Да, у меня, конечно, есть это место – своя великолепная дача. Я черпаю оттуда вдохновение, но в основном вдохновляет окружающий мир. Иду, смотрю на эту красоту и пытаюсь её уловить, а иногда просто вынужден заметить, потому что мимо не пройдёшь.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А это ваш дар? Вы всегда таким были с детства или натренировались видеть прекрасное?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Вы знаете, я неуч. Поэтому мои внуки, которые сейчас учатся в художественной школе, многому меня ещё учат. А так я всю жизнь рисую, поэтому не знаю, можно ли это оценивать.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что не только ваши картины будут представлены, но и работы ваших внуков. Как вы вообще к этому пришли?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Я бы не стал организовывать выставку, если бы не почувствовал такую тихую просьбу в их глазах, потому что они уже много чего сделали. Вы знаете, они совсем разные, и все их работы стоят того, чтобы показать их публике.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, насколько плотный и сложный график у врачей всех специальностей. Когда вы находите время?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Для некоторых это профессия, а я так отдыхаю.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы работаете в технике акварели и масляной пастели. Почему именно эти материалы выбрали?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: О, с масляной пастелью всё очень просто. Дети приходят, открывают мои инструменты и могут в любой момент начать рисовать. Ничего особенного готовить не нужно, и эффект близкий к масляной живописи, так что это просто находка для меня. А акварель – это не моё. У меня есть Машенька, у неё акварель безупречная.
Николай Растворцев, ведущий: Как ваши коллеги-врачи, как пациенты реагируют на ваше творчество, когда это появляется в стенах Первого меда?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Это же хорошее дело, всем хорошее нравится, а если кому не нравится – так и не смотрите.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Выставка открывается сегодня в музее Первого меда. Насколько она будет доступна для всех желающих? Нужна ли какая-то предварительная запись? Могут ли пациенты с других отделений прийти?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Кто у нас в университете учатся и работают, те свободно посещают музей. Те, кто приходят с улицы, должны взять паспорт, потому что вы всё же приходите в лечебное учреждение, и на входе могут его попросить. Посетителей будут пускать с 10.00 до 16.00.
Николай Растворцев, ведущий: Если бы вам нужно было провести аналогию между выращиванием сада, созданием картины и лечением человека, какую бы вы провели?
Евгений Нифонтов, профессор Кафедры факультетской терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, д. м. н.: Это всё равно что спросить, какая нога тебе больше нравится – правая или левая. Это часть человека, поэтому никакой дилеммы нет. Провести границу невозможно. Как сказал Пастернак: «Какое горе родиться поэтом! Какой мучитель воображенье!» Родился такой – значит, тащи свой груз.