В гостях у программы «Утро в Петербурге» Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что объединяет путешественника, этнографа, антрополога Николая Николаевича Миклухо-Маклая, художника и сооснователя общества «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа, первого председателя российского общества радиоинженеров, физика Владимира Константиновича Лебединского и множество других выдающихся людей, которые внесли свой вклад в развитие и процветание отечественной науки, искусства и медицины?

Тимофей Зудин, ведущий: Это общая альма-матер – Вторая Санкт-Петербургская гимназия. Старейшая государственная гимназия нашего города. Основана она была по указу самого императора Александра I ещё 7-го сентября 1805-го года.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Мы знаем, что вы начали отмечать уже 7-го числа выстрелом Полуденной пушки и знаем, что программа готовится масштабной и обширной.

Тимофей Зудин, ведущий: Что планируется ещё?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Сегодня по программе день подарков. Каждый класс подготовил творческий подарок для гимназии. Сегодня будем поздравлять друг друга подарками. Представители администрации расскажут, какие подарки ещё получила гимназия к юбилею. Завтра в филармонии торжественный вечер, посвящённый юбилею, на который приглашены друзья, партнёры, ученики, родители, выпускники и все сотрудники гимназии.

Тимофей Зудин, ведущий: С какими основными итогами гимназия подходит к этой дате? Чем ещё можно гордиться? Что у гимназии в планах?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Как любое образовательное учреждение, мы гордимся прежде всего своими выпускниками и учениками. Есть дети, которые своими победами на научных конференциях, соревнованиях и в творчестве, ещё будучи гимназистами, уже прославляют гимназию, город и страну.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что значит быть настоящим гимназистом, воспитанником Второй гимназии?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Прежде всего, стремиться к знаниям, к общему образованию, потому что это не только набор знаний, но и уровень воспитания, культуры, знания своего города и искусства. Мы ставим такую задачу перед собой и учениками. Гимназист – это широко образованный человек, патриот, который на любом месте принесёт славу своей организации, городу и стране. Вот что значит быть гимназистом.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие-то традиции есть в гимназии?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Есть традиции, их много. Отмечу три. Первая – посвящение в гимназисты, когда первоклассников вводят за руку одиннадцатиклассники в большой актовый зал, и они дают клятву. Это большое событие для гимназии. Вторая традиция – акция памяти 27-го января и 9-го мая. Особенно 27-го января, когда ребята проходят по гимназии, вдоль рекреаций, и возлагают цветы. Третья традиция – вечер встречи выпускников. Это важная традиция для учеников, которые учатся, потому что гимназия с ними не прощается, и для выпускников, которые благодарны за возможность прийти в школу, встретиться с одноклассниками и учителями.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как относятся учителя к своим детям? Что значит быть наставником гимназиста для вашего педагогического коллектива?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Мне кажется, это было во все времена, и в XX, и в XXI веке. Самое главное – уважать ребёнка, ученика, знать свой предмет и уметь заражать им. Наши учителя знают это, и при собеседовании, когда принимаю на работу, я спрашиваю: «Готовы ли вы много работать и постоянно учиться?» Это должно быть характерно, и мы стараемся, чтобы так было у учителей Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Тимофей Зудин, ведущий: Мы уже перечислили некоторых выдающихся выпускников. Как память о них передаётся ученикам? Как она сохраняется?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: У нас есть мемориальный музей – экспозиция на втором этаже гимназии, и исторический кабинет XIX века, где собираются экспонаты, посвящённые истории гимназии. Экспозиция замыкается картой, которая недавно появилась в гимназии, созданной усилиями детей и руководителя музея. Карта называется «Имена выпускников гимназии на карте мира и в космосе». Это очень интересная карта, и, выступая перед учениками, я говорю: «Сделайте так, чтобы и ваше имя было на этой карте. Мы создадим ещё одну карту, сколько нужно, но главное – внесите вклад, достойный имени на карте мира».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В чём, на ваш взгляд, феномен Второй гимназии? Почему Вторая гимназия «всегда первая»?

Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России: Девиз придумали дети. Историческая несправедливость: гимназия была первой государственной в Санкт-Петербурге, потом появились другие, и приняли решение дать номера всем гимназиям. Наша называлась Санкт-Петербургская губернская гимназия. Пальму первенства отдали женской гимназии, она стала Первой, а мы – Второй. Чтобы снять эту несправедливость, дети придумали слоган «Вторая всегда первая», с дополнением «потому что она твоя». Я всегда говорю, что это дополнение важно. За 11 лет обучения зарождается связь между учениками одной параллели, старшими и младшими, единение, которое продолжается потом в университетах. Дети умеют и могут выражать своё мнение, аргументируя и уважая мнение другого человека. Это важные отличительные черты наших гимназистов.