Андрей Смирнов, ведущий:

Сергей Николаевич Худеков родился в год смерти Пушкина в Москве. На несколько лет пережил Есенина. Дружил со Львом Толстым. Знал лично Антона Павловича Чехова. Почти полвека выпускал «Петербургскую газету». И умер в стране, которой руководил Иосиф Сталин. Он изучал историю балета, разводил лучшие в России, да и во всём мире, породы лошадей, стал настоящим сельскохозяйственным олигархом с имениями в Сочи и Рязанской губернии. Но всем своим сердцем он обожал и любил именно Петербург — величественную столицу Российской империи, в которой он стал, как шутили современники, генералом от журналистики и словесности.
В Петербурге Худекову принадлежало целых два дома. С начала 90-х годов XIX столетия вся семья проживала на Стремянной улице. Вот в этом доме под номером 10. В особняке первой трети XIX столетия, который Сергей Николаевич надстроил и расширил, в обновлённых интерьерах проходили знаменитые, так называемые, субботы Худекова — музыкально-артистический салон, в котором собиралась почти вся столичная богема. По легенде в особняке Худекова было аж целых сто комнат. После Октябрьской революции дом Худекова национализировали, и в нём разместился Театр Виктора Шимановского, который дружил с самим Сергеем Есениным. И вот как раз 15 апреля 1924 года в этом доме прошёл авторский вечер поэта.
Сергей Николаевич достаточно рано проявил себя в литературе. Ещё в начале 1860-х годов в самых разных изданиях стали выходить его заметки о военном быте и статьи о театре. Необходимость содержать семью долго держала Худекова на военной службе, пока наконец-то он в 1869-м году, при переезде в Петербург, не вышел в отставку в звании майора. И тут же купил малотиражную «Петербургскую газету». Первый номер которой, именно под его началом, увидел свет 1 августа 1871 года.
В эпоху до появления электронных СМИ, то есть радио, телевидения и позднее интернета, а также до изобретения кинематографа, визуальных развлечений у людей было не так-то и много. Но азартные игры мы сразу отметаем. Остаётся театр, цирк и чтение. XIX век в России — это период расцвета литературной периодики и становление журналистики. Любой человек, который умел читать, причём неважно, от разночинца до представителя высшей аристократии, выписывал, покупал и читал толстые литературные журналы, в которых публиковались новые авторы, то есть будущие звёзды отечественной литературы. Сегодня в это очень сложно поверить, но Сергей Николаевич Худеков стал миллионером благодаря изданию «Петербургской газеты». То есть, другими словами, он превратился в настоящего петербургского медиамагната.
«Петербургская газета» была ежедневной и состояла из двух частей. В первой части публиковались как раз те самые новые литературные произведения писателей, драматургов и прочих литераторов, а также какие-то очерки и заметки соответствующей направленности. А вот во второй части был уже материал для, так называемого, непритязательного уличного читателя, то есть «жёлтая пресса». Из-за этого за «Петербургской газетой» закрепился статус «бульварной». Но что публиковали во второй части газеты? Прежде всего это были новости о происшествиях, криминальная хроника, развлекательное чтиво и, конечно же, реклама. Вот, например, вся последняя полоса «Петербургской газеты» — одни рекламные объявления и прочие какие-то сообщения коммерческой направленности. Это очень сильно раздражало интеллектуального читателя, поэтому «Петербургскую газету» стали называть «Петербургской сплетницей».
Усилия Худекова оказались не напрасными. За четверть века тираж газеты увеличился с 600 экземпляров до 24 тысяч. В 1893 году Сергей Николаевич решил покинуть Петербург и заняться активной общественно-политической деятельностью. Он переезжает в своё имение Ерлино в Рязанской губернии, где его избирают предводителем дворянства Скопинского уезда. Главным редактором «Петербургской газеты» становится его старший сын Николай, ну а за самим Худековым остаётся лишь общее руководство.
В годы Первой мировой войны «Петербургская газета» вслед за самим городом меняет название «Петроградская газета». А уже в годы бурных революционных потрясений она дважды меняет название. Сначала «Петроградская жизнь», а затем «Новая Петроградская газета». На своих страницах она вела ожесточённую борьбу с большевиками и доказывала необходимость контрреволюционной диктатуры. Нетрудно догадаться, что после Октябрьской революции её тут же закрыли. Случилось это 22 ноября 1917 года, а после пожара в типографии Худекова в 1918 году издание уже не смогло возродиться.
Разносторонне одарённый Сергей Худеков преуспевал во всём, но самой настоящей его страстью стал именно балет. Любовь к этому чарующему виду искусства зародилась у него сразу после переезда в Петербург в 60-х годах XIX столетия. Сам Худеков шутил, что именно благодаря спорам до хрипоты в курительной комнате Большого Каменного театра он и пришёл к профессиональным занятиям истории балета.
Сначала статьи Худекова, посвящённые балету, публиковались в различных столичных изданиях, а уже затем в его собственной «Петербургской газете». Под его смелую критику попадали абсолютно все, кто того справедливо заслуживал. Причём Худеков был абсолютно искренен и честен в своих похвалах, недоумениях или же откровенных разносах. Кстати, известен случай, когда балетмейстер Петербургской императорской балетной труппы Артур Сен-Леон требовал защиты полиции от постоянных нападок Худекова на него на страницах печати. А в сентябре 1867-го года после провальной постановки балета «Золотая рыбка» вызвал автора разгромной рецензии на дуэль.
Настоящий профессиональный тандем сложился у Сергея Николаевича со следующим руководителем Императорской балетной труппы — великим Мариусом Петипа. Они стали близкими друзьями и настоящими балетными соратниками. Причём Худеков был первым русским автором, на чьи либретто Петипа поставил одни из своих знаменитейших балетов. Главный из которых это та самая «Баядерка» 1877-го года на сцене Большого Каменного театра в Петербурге.
Итогом деятельности Сергея Николаевича Худекова, связанных с хореографией, стала книга «История танца», которую по праву можно назвать его «Лебединой песней». В основу фундаментального четырёхтомного издания легла собственная коллекция Худекова, насчитывавшая 15 тысяч документов и экспонатов, связанных с историей театра и особенно балета.
И ещё один любопытный эпизод из истории нашего балета. Всё тот же лучший друг Сергея Николаевича Худекова от мира балета, великий Мариус Петипа, принципиально убирал имя Худекова как соавтора либретто «Баядерки», да и не только из всех афиш и программок Мариинского театра. Вот, например, в моих руках сейчас оригинальное либретто балета «Баядерка» 1877-го года из фондов Театральной библиотеки. Если мы откроем, то здесь мы не увидим имя Худекова, а лишь имя Петипа и композитора Минкуса. Вопрос, зачем Петипа так поступал? Ответ элементарен. Он не хотел делиться славой, потому что именно он один автор своих балетов. Историческая справедливость восторжествовала лишь в начале только XXI века, когда имя Сергея Николаевича Худекова как соавтора либретто балета «Баядерка» вернулась на все афиши и во все программки театров России, где до сих пор ставят «Баядерку». Включая, конечно же, и сам Мариинский театр.
Сергей Николаевич Худеков был одним из богатейших людей Российской империи, поэтому все свои доходы от издательской деятельности он вкладывал исключительно в недвижимость. Так, в конце XIX столетия он покупает вот этот грандиозный особняк на Владимирском проспекте. Это приобретение его новый владелец использовал исключительно для получения прибыли. Первый этаж здания снимали многочисленные лавки и магазины. Парадный зал анфилады второго и третьего этажей, а также театральный зал, зимний сад и многие другие помещения почти полвека арендовал клуб русского общества для взаимного вспоможения приказчикам от купечества. Но вот от предыдущих владельцев этого роскошного особняка, а это знаменитая чета князей Корсаковых-Голицыных, Худекову достались все эти величественные интерьеры, которые, надо сказать, благополучно, почти что полностью дошли до наших дней.
После Октябрьской революции вся собственность семьи Худековых по всей стране была национализирована, а все их многочисленные коллекции были либо расхищены, либо распроданы. Ну и многие члены семьи Худековых практически одновременно ушли из жизни. В самом начале революции Худеков покидает столицу и отправляется жить в своё имение Ерлино в Рязанской губернии. Но в 1918-м году он вернулся в Петроград и поселился в трёхкомнатной квартире своего младшего сына Сергея. Вот здесь, на Пушкинской улице, в доме под номером 18. Здесь он и ушёл из жизни. 20 февраля 1928 года, в возрасте 90 лет.
Сергея Николаевича Худекова похоронили на Никольском кладбище близ Александро-Невской лавры. К счастью, его могила не затерялась в бурных событиях XX века.
Его детища в Сочи и в селе Ерлино, современного Кораблинского района Рязанской области, уже давно стали заповедниками с музейным статусом. Единственное, чего не хватает, это официальной институциональной памяти о Худекове в Петербурге, который он так боготворил.