Современный Петербург продолжает хранить следы от фашистских бомбежек и артобстрелов. Ежедневно мимо этих отметин истории проходят сотни тысяч людей. Но если замедлить шаг и присмотреться — оставленные на камне шрамы превратятся в страницы летописи самого страшного периода в истории города

КИРИЛЛ АНДРЕЕВ, корреспондент:

Спас на Крови – храм, построенный на месте, где был смертельно ранен Александр Второй, вот уже более восьмидесяти лет не дает забыть о другой трагедии – блокаде Ленинграда. На северном фасаде собора осколок вражеского снаряда оставил след, который во время реставрации было решено сохранить – в память о том, что пережил Город-Герой.

Артиллерийский огонь по Ленинграду немцы открыли 4 сентября 1941-ого года. Обстрелы велись регулярно вплоть до 22 января 44-ого.
Представить себе Аничков мост без коней Клодта, казалось бы, невозможно. Но во время блокады эти пьедесталы пустовали. Скульптуры закопали неподалеку — в Аничковом саду, что спасло бронзовые изваяния в годы войны, но постаменты серьезно
пострадали. И один из них – северо-западный тоже решили не реставрировать

На Аничковом мосту снаряд вырвал из постамента большой кусок гранита. А всего таких снарядов враг выпустил по Ленинграду – сто сорок восемь тысяч четыреста семьдесят восемь.
Золочёные купола Исаакиевского собора были хорошим ориентиром для фашистской артиллерии и авиации, поэтому их покрыли защитной серой масляной краской. Но полностью уберечь творение Монферрана от попаданий не удалось. Следы от осколков снарядов сохранились на ступенях и колоннах на западном фасаде здания

В октябре 41-го рядом с собором разорвался снаряд. Его осколки частично разрушили мраморную облицовку и повредили гранитные колонны, проникнув на глубину до 15-ти сантиметров. В мае 42-го другой снаряд пробил кровлю и разорвался на своде малого купола. Позже реставраторы назовут Исаакиевский собор – одним из самых трудных объектов для восстановления.

Дом номер 14 по Невскому проспекту. На его фасаде есть знаменитая блокадная надпись. Она предупреждает, что при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна. Востановленная в 1962-ом году, эта надпись — еще одно напоминание о том, какой колоссальный урон нанесла война облику города. Из двухсот десяти памятников архитектуры пострадали 187.

Серьёзный ущерб был нанесён Эрмитажу, Русскому музею, Казанскому собору, Кунсткамере. Бомбы и снаряды искалечили здания Сената и Синода, Адмиралтейства, Гостиного двора, Инженерного замка. Следы войны отпечатались практически на каждом историческом здании. Раны давно залечили. А те, что намеренно оставили – стали напоминанием о подвиге Ленинграда и предупреждением о том, что никогда не должно повториться.