АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В этом году исполнилось 220 лет знаменитому указу императора Александра I «Об устроении Обводного канала около Санкт-Петербурга». Вообще, главный и самый протяжённый канал Города на Неве прошёл две крупные стадии в своём развитии: о начале его строительства повелела ещё сама Екатерина II в конце 60-х годов 18 века, а затем уже в первой четверти 19-го столетия при её внуке началась вторая масштабная стадия расширения и застройки канала. Об истории Обводного канала в исторической прогулке с Андреем Смирновым.
Сооружение Обводного канала началось 23 мая 1769 года по высочайшему распоряжению Екатерины Великой. Правда не от его предполагаемого истока – от Невы у Александро-Невского монастыря, а от устья, вот здесь, рядом с рекой Екатерингофка, со стороны взморья. Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил также санитарной защитой города в случае эпидемий.
Проект Обводного канала принадлежал инженеру Льву Карбонье – сыну небезызвестного строителя Петербургского арсенала и Таицкого водовода Этьена Карбонье. Протяжённость всего канала – чуть больше 8 километров. Причём он не только способствовал сокращению в два раза прохождение речным судам от бассейна Невы в Финский залив, но также формированию облика южной границы Петербурга.
История Обводного канала – это история создания на его набережных крупнейшей промышленной зоны Петербурга. Фабричные, заводские и складские корпуса здесь соседствуют с невыразительными жилыми домами, столь разительно отличающимися от «дворцовой» застройки центральной части Петербурга. Кстати, набережные Обводного канала вплоть до второй половины 20 века вообще не имели гранитной отделки. Новый этап строительства начался в 1805 году по указу императору Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную артерию, соединявшую Неву со взморьем, минуя её дельту и городской центр. Строительству канала сопутствовали мощные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, строительству каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, формирование нового русла реки Монастырки, то есть фактически, обращению её вспять, и так далее. В общей сложности на эти строительные работы ушло более 30 лет. Завершением строительства канала руководил выдающийся инженер, генерал-майор Пётр Базен. На церемонии открытия самого протяжённого канала Санкт-Петербурга присутствовали представители императорской фамилии. По команде Базена рабочие удалили специальные перемычки, и канал хлынула невская вода. 25 октября 1833 года, это уже период правления Николая I, Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.
С появлением канала промышленники получили в своё распоряжение настоящую золотую жилу. С одной стороны, вода, необходимая для производства, а другой стороны, удобная транспортная артерия. Тут же на протяжении всего канала начали интенсивно строиться заводы, фабрики и склады. Позднее, при открытии Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены специальные путепроводы. Ну а уже в середине XIX века, к заводским постройкам добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов. У Александро-Невской лавры Обводный канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. Для этой же цели в 40-х годах 19 века был построен Г-образный бассейн или ковш Обводного канала. Вообще, к началу официального судоходства по Обводному каналу его северный берег канала был достаточно освоен и заселён. Во-первых, были построены большие корпуса Измайловских провиантских магазинов, Ямская слобода с Крестовоздвиженским собором с высокой колокольней, комплекс Духовной академии. Все эти здания, безусловно, акцентировали внимание на заселённость набережных Обводного канала. Но всё-таки в формировании его видового образа доминировали промышленные корпуса.
В первую очередь это относится к колоссальным по протяженности (более 500 м) зданиям Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник», корпусу Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеру Главного газового завода, зданию Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, а также этому знаменитому элеватору, выдающемуся памятнику промышленного модерна начала 20 века, который располагается в невском истоке Обводного канала. В советское время архитектурная среда Обводного канала претерпела серьёзные изменения, хотя и сам канал уже потерял своё значение важной водной артерии. Зато превратился в не менее важную городскую автотранспортную магистраль. В 1992 году набережная Обводного канала отсюда, где начинается Глухоозёрное шоссе до проспекта Обуховской обороны была признана объектом культурного наследия регионального значения. Ну а сам водоток по-прежнему является памятником уникальной инженерной мысли и всё еще официально самым крупным каналом в Северной столице, хотя местами его глубина не превышает 1 метра.