В гостях у программы «Утро в Петербурге» Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!», Анна Пряжникова, заведующая Центром по развитию инженерно-технологического образования детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные Приоритеты».

Ксения Бобрикова, ведущая: Многие родители и школьники, как всегда, разрываются между учёбой, уроками, дополнительными занятиями и кружками.

Василий Киров, ведущий: Хорошо, если дети всё успевают и получают, помимо знаний, ещё и удовольствие. Кстати, такие примеры у нас есть. Летом подвели итоги 4-го сезона Всероссийского конкурса «Знаешь? Научи!». Это важный проект десятилетия науки и технологий, объявленного президентом Владимиром Путиным. Всего за 4 сезона в нём приняли участие более 56-ти тысяч школьников.

Ксения Бобрикова, ведущая: Потрясающие результаты из года в год демонстрируют наши петербургские школьники, которые выбирают в качестве хобби науку, а может и будущую профессию.

Василий Киров, ведущий: Согласно данным ВЦИОМ, каждый 3-й родитель мечтает, чтобы их дети связали свою жизнь и построили карьеру в научных сферах или в науке. Как с детства привить ребёнку любовь к науке, чтобы он дальше развивался именно в этом направлении?

Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные Приоритеты»: Я дважды молодой отец: сыну 10, дочке 13. Оба пошли, но пока не по научной части. Сын с 1-го сентября учится в естественно-научном 5-м классе. Ответ простой: нужно дать детям самим попробовать, что такое наука, прикоснуться к ней. Сын несколько лет ходил в кружок при Палеонтологическом институте и сам добывал ископаемое. Пробуйте разные науки с детства, снимайте видео.

Василий Киров, ведущий: Получается, что должно быть хобби сначала, а потом уже серьёзное увлечение наукой или нет?

Анна Пряжникова, заведующая Центром по развитию инженерно-технологического образования детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга: Я хочу сказать, что интерес к любой деятельности, и к науке тоже, начинается с удивления, с понимания, что мир уникален и неповторим. Родителям важно обращать внимание детей на эту уникальность, на сложность систем – и глобальных, и человеческого организма. Это важный аспект начала научного пути.

Василий Киров, ведущий: То есть важно показать ребёнку, что наука – это не сложные учебники, задания, а увлекательный процесс?

Анна Пряжникова, заведующая Центром по развитию инженерно-технологического образования детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга: Да. Есть такой слоган у организаторов конкурса «Наука – это рок-н-ролл». То есть идти к науке легко и танцуя.

Ксения Бобрикова, ведущая: Глеб, когда ты почувствовал стремление к науке, что ты любишь физику, математику?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Два года назад мы с друзьями решили сделать исследование по физике и выбрали тему чёрных дыр. Несколько месяцев бессонных ночей, трудной работы, преодоления препятствий, и, оглядываясь назад, я понял, что наука – это круто. Я испытал гордость, что смог сам проделать такой труд.

Ксения Бобрикова, ведущая: Никаких предпосылок не было?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Да, мы внезапно с друзьями на уроках физики решили, что хотим сделать что-то особенное, выдать что-то интересное.

Василий Киров, ведущий: Хочется сказать о проекте «Знаешь? Научи!». Расскажите о приёме заявок, ведь он начнётся в октябре.

Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные Приоритеты»: Да, он начнётся в первых числах октября. Условия не менялись последние сезоны. К началу октября мы объявим номинации, школьникам нужно будет снять видео длиной от 1-й до 3-х минут и прислать на сайт. Точные номинации будут готовы к началу октября, поэтому следите на сайте наука.рф, в наших социальных сетях и участвуйте.

Василий Киров, ведущий: Может быть, вы поделитесь впечатлениями 4-го сезона, чтобы нас услышали и как-то скорректировали свои будущие заявки в лучшую сторону. Может быть, вас что-то удивило, что-то особо понравилось?

Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные Приоритеты»: Удивило больше всего то, что младшие участники снимают видео даже креативнее и интереснее, чем старшие. Может быть, потому что младшие не так ориентируются на общепринятые правила. Ключевое – быть погруженным в тему, о которой снимаешь. Один из залогов успеха моего тезки – он хорошо разбирался в теме, по которой снимал 2 сезона подряд. Глеб в 10-м классе, думаю, сможет принять участие ещё раз. Когда ты глубоко погружен в тему, это сразу видно по подготовке видео – оно цепляет глубиной знаний. Если не знаешь, не проводил эксперименты, объяснить сложно. Дети находят такие способы рассказа о сложных вещах, которые старшим иногда и не приходят. Используйте все технологии, взаимодействуйте с наставниками. Ограничение только одно – 3 минуты хронометража.

Василий Киров, ведущий: Глеб, расскажите о своей заявке. Какая она была? Какие у вас остались впечатления от 4-го сезона, как у победителя?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Незабываемые впечатления. В прошлом сезоне были чёрные дыры, а в этом я около месяца изучал скафандры, начал воплощать всё в видео. Снимали на хромакее, у меня дома висит министудия: свет, хромакей. Потом дело техники – смонтировал, отправил, всё.

Василий Киров, ведущий: Будете участвовать в 5-м сезоне?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Приму участие, да. Постараюсь сделать ещё лучше, чем в предыдущем сезоне.

Василий Киров, ведущий: То есть пока ещё не приступали, я так понимаю?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Темы ещё не открыли, поэтому я не могу ничего сделать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как среди большого количества учеников определить потенциал ребёнка к науке? Есть ли он у всех, или это больше зависит от преподавателей?

Анна Пряжникова, заведующая Центром по развитию инженерно-технологического образования детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга: И то и другое. Если дать ребятам возможность удивляться и самим удивлять, а педагогам и родителям сохранять интерес к миру, то все дети, прошедшие через это с самого детства, способны заниматься наукой. С другой стороны, образовательные процессы и сама система образования построены так, что сопровождают ребят от массовости к индивидуализации. Школа здесь играет ключевую роль: вовлекает детей в научно-исследовательскую проектную деятельность. В нашей школе № 303 имени Фридриха Шиллера есть традиция – школьная конференция «Шаг в науку». Глеб – её бессменный ведущий. Мы делаем процесс массовым, чтобы вовлечь как можно больше детей. Сначала школьные туры олимпиад, потом победители идут на районные, региональные, федеральные конференции. Мы даём старт в науку, а дальше подключаются региональные центры сопровождения одарённых детей, у нас это Академия талантов, есть федеральный центр «Сириус», который тоже приглашает одарённых детей.

Василий Киров, ведущий: Что делать дальше? Как выбрать профессию?

Анна Пряжникова, заведующая Центром по развитию инженерно-технологического образования детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга: Опять же, важно дать детям возможность самим выбирать, пробовать себя во многих сферах. Родителям стоит немного остепениться. Пусть ребёнок сам решает – ходить в музыкальную школу или заниматься спортом, важно дать ему почувствовать, что интересно ему. Сейчас государство создаёт огромные возможности. Система дополнительного образования – это и есть ранняя профориентация, она очень развита.

Василий Киров, ведущий: Глеб, что скажете?

Глеб Галгаш, ученик школы № 303 имени Фридриха Шиллера, победитель Всероссийского Конкурса «Знаешь? Научи!»: Нужно просто пробовать себя в разных сфера и верить в себя.

Василий Киров, ведущий: Что посоветуете тем, кто выбирает профессию?

Глеб Фёдоров, главный продюсер АНО «Национальные Приоритеты»: Мы, как АНО «Национальные приоритеты», стараемся рассказать школьникам и студентам о возможностях, которые реально даёт государство, особенно в год науки и десятилетие науки и технологий. Но как из этого выбрать? Совет один: прислушивайтесь к тому, что вас лично драйвит и делает жизнь интереснее. Если ориентироваться на меркантильное, это не всегда работает. Глубокие увлечения приведут к тому, что дети смогут строить карьеру, следуя своим желаниям. Родители могут не переживать, их задача – направлять туда, где лежит сердце ребёнка.