ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:

Дмитрий Жилинский, «Гимнасты СССР». Это полотно сам Жилинский называл самым значительным своим произведением. Здесь изображена сборная СССР по спортивной гимнастике, которая готовится к 18-м Олимпийским играм в Токио.
Любопытна её предыстория. В начале 60-х годов Жилинскому посчастливилось побывать в Италии, где он изучал живопись эпохи Возрождения и особенно был впечатлён творениями Джотто и Уччелло. В «Гимнастах» Жилинский экспериментирует с материалами и использует темперу, которая применялась в русской и византийской иконописи. Писал он, как и иконописцы, на дереве, правда, не на цельной доске, а использовал оргалит. Чтобы написать группу гимнастов, художник два с половиной года за свой счёт сопровождал спортсменов на всех соревнованиях.
На картине есть шов. Отправляясь в Сочи, художник распилил её и сдал в багаж. Затем свинтил и продолжил работу. Люди на картине не абстрактные образы. Их имена известны. Каждый из них, даже девушки на втором плане, прославленный гимнаст и олимпийский чемпион. Спортсмены представляют собой свободную, но одновременно замкнутую группу. Контакта между ними нет. Они погружены в себя, напряжены и собраны. Внимательно слушают указания тренера. Как таковое действие, демонстрация мышц или силы, на полотне отсутствует. Только гимнастки на втором плане добавляют динамики.
Жилинский хотел назвать картину просто «Гимнасты». Но для лучшего её продвижения в Советском Союзе добавил СССР. И судьба картины весьма достойна. Она была представлена на многочисленных выставках. Художник за неё получил медаль Академии художеств. А сейчас она находится здесь, в Русском музее.