В гостях у программы «Утро в Петербурге» Маргарита Алексеева, психолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Последний понедельник лета, а уже через неделю по всей стране в это время будут проходить праздничные линейки, звучать школьные звонки. Кто-то ждет 1-е сентября с нетерпением, а кто-то воспринимает наступление учебного года как неизбежность. Как облегчить детям смену режима, который совсем скоро всем предстоит? Что уже сейчас предпринять, чтобы потом было полегче?

Маргарита Алексеева, психолог: У нас остается неделя. Если до сих пор все были в расслабленном летнем режиме, сейчас самое время подготовить ребёнка к школе. Нужно обсудить, что через неделю начинается учебный режим. Чем младше ребёнок, тем детальнее объяснять шаг за шагом: что он будет вставать раньше, собирать портфель, делать уроки, ехать в школу. За лето ребёнок мог забыть часть этих действий и не выстраивает логические связи, поэтому важно проговорить всё заранее.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Может быть, стоит эту неделю, наоборот, выспаться впрок?

Маргарита Алексеева, психолог: Во-первых, выспаться впрок невозможно. Родители понимают, что через неделю придётся встречать бурные эмоции с утра. Не нужно будить ребёнка резко в 6 утра, лучше каждый день постепенно сдвигать подъём на полчаса. Не нужно секундомером контролировать сборы, можно просто поднять ребёнка чуть раньше, чтобы он успел позавтракать. Заодно придумать варианты завтрака, сделать небольшой тест-драйв, плавно втянуться в режим.

Василий Киров, ведущий: Что делать, если ребёнок спорит и просит его не трогать?

Маргарита Алексеева, психолог: Объяснять, стоять над ребёнком, чтобы он просыпался, высказать своё мнение, что действительно важно. Плавно, не в последний день, на полчаса раньше каждый раз, объяснять, что это школа и нужно привыкнуть к режиму. Сейчас мы слишком много делаем вокруг детей ванильно-сахарного, но забываем, что есть слово «надо».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Нужно ли пытаться хоть что-то прочитать из забытого списка литературы на лето?

Маргарита Алексеева, психолог: Выберите одно произведение, которое вы знаете, к которому хорошо относитесь и которое сможете с ребёнком обсудить: если не прочитать полностью, то хотя бы краткое содержание.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Нужно ли повторять школьную программу?

Маргарита Алексеева, психолог: Я бы предложила взять на себя роль восстановления режима. Например, убрать всё с письменного стола, развесить форму, подготовить принадлежности. Задача родителей – обеспечить режим дня, сборы, домашнюю дисциплину. Не нужно брать на себя задачи учителей, которые объясняют материал. Лучше подготовить комнату, тетради, канцелярию, форму, чтобы всё было готово к школе.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сейчас ещё и период записи в кружки. Как дозировать нагрузку? Сколько часов в неделю ребёнок может заниматься внеурочной деятельностью?

Маргарита Алексеева, психолог: Нормы разные, и дети тоже разные. Нет одного совета для всех. Ориентироваться нужно на свободное время ребёнка и на то, насколько он успевает поделать «ничего». При этом «ничего» исключает телефон. Даже если ребёнку скучно, можно сказать: «Дорогой, тебе сейчас полчаса на то, чтобы просто поскучать».