ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь ещё об одной важной дате в историческом календаре Петербурга. В этом году мы отмечаем 190-летие со дня освящения Воскресенского Смольного собора. По этому случаю в храме прошла Божественная литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. После богослужения на площади Растрелли состоялись крестный ход. Напомню, что храмовый комплекс заложили еще в 1748 году, когда 39-летняя императрица Елизавета Петровна загорелась идеей создания женского монастыря – здесь она хотела провести свою старость. Поручив разработку проекта своему любимому архитектору Бартоломео Растрелли. В излучине Невы началась масштабная стройка, которая продолжалась почти 87 лет. Один из самых знаковых долгостроев в истории Петербурга. Лишь в 1835 году храм освятили при Николае первом и назвали Собором всех учебных заведений. Судьба монастыря на следующие несколько десятилетий была определена теми эпохами, через которые проходил наш город. В Соборе шли службы, а в 1922 году храм закрыли и стали использовать как склад. В годы Великой Отечественной под Смольным собором находилось бомбоубежище для жителей блокадного Ленинграда. Это было максимально защищенное сооружение: высота сводов пять метров, ширина стен – три метра. В 1972 году с собора был снят иконостас, все имущество передано в музеи. В 1974 году здесь был открыт филиал Музея истории Ленинграда, в 1990 году – концертно-выставочный комплекс. В 2014 году храм был передан Русской Православной Церкви. Великая и трагическая судьба великого собора Петербурга. И вот сейчас, спустя 190 лет, Смольный собор переживает второе рождение. Что сейчас происходит с этим храмом после его передачи церкви? И как здесь возрождают блеск и роскошь петербургского барокко? Наталья Бандурина продолжит мой рассказ».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Его называют самым таинственным из-за того огромного количества мифов и легенд, которые его окружают, уникальным – с точки зрения смешения архитектурных стилей, местом, где творилась история России. Да, это все о Смольном соборе – многим знакомо еще одно удивительное свойство, которое отмечала Анна Ахматова – чем дальше отходишь от собора, то он становится больше, и, наоборот, чем ближе – будто врастает в землю. Оптический эффект, но если бы все в судьбе Смольного можно было бы объяснить законами физики…»
Чудо – вот как говорят реставраторы об этом образе, который сохранился в запасниках Русского музея. Единственный уцелевший из всего 23-метрового иконостаса, который был установлен в алтарной части храма. Были еще черно-белые фотографии плохого качества. Вот и все, с чего начиналась кропотливая работа по воссозданию икон.
У главного художника в планшете что-то вроде досье на каждого из тех живописцев, которые писали эти иконы, у образов разные авторы. А поэтому, чтобы повторить, приходится следовать технике, характерным приемам того или иного мастера, а иногда даже обращаться к портретам, чтобы понять, как бы мог выглядеть, к примеру, юноша из библейских сказаний.
После того, как работа будет закончена, иконостас займет свое законное место в храме, параллельно реставраторы воссоздают сам каркас и киоты, которые должны быть такими, какими их задумывал архитектор Месмахер.
Долгое время Собор укрывали леса. В этот период времени он даже чем-то напоминал стартующую ракету.
Фасад, стены, сводчатые потолки, лепнину полностью отреставрировали в 2022-м. Восстановлены и исторический пол из ревельского песчаника, открыто для посетителей подцерковье – это подвалы, облицованные красным кирпичом. Казалось бы, ничем не примечательная деталь. Элемент декора сильно поврежден, в нем не угадаешь никогда фрагмент креста, который веками возвышался над собором, он пережил революцию, выстоял во время Великой Отечественной – пал под натиском стихии. Ураганный ветер весной 2001-го буквально вырвал его из основания.
За водружением нового креста буквально следил весь город. Его устанавливали с помощью вертолета. Это была уникальная операция. Снова мешал ветер, но в итоге все: и пилот, и инженеры сработали как единое целое. С тех пор крест величественно возвышается над Петербургом.
Если не разбирать его на архитектурные термины, не вдаваться в особенности стиля, можно просто сказать – он очень красивый, и на фоне остальных храмов Петербурга сильно выделяется своей невесомостью, воздушностью, он будто парит над землей – все это присуще женскому образу. И действительно, первыми прихожанками храма были молодые девушки – воспитанницы Института благородных девиц. Знаменитые на всю Россию смолянки поклонялись этим иконам, как и сейчас студенты перед экзаменами.
Семья Татьяны Георгиевны бережно хранит историю о своей вольнодумной смолянке. О том, как на выпускном вечере присутствовала сама императрица, по обычаю подходила к каждой из девушек, те делали реверанс и целовали руку. Надежда Афанасьева поклон сделала, но руку не поцеловала – единственная из всех.
О том, какое воспитание давали в ту пору молодым дворянкам, складывали легенды. Это и образование, и манеры, и особенная стать, которая выделала их среди прочих дам того времени. Удивительно, но спустя столько лет в этой женщине угадывается бесценное наследство, которое передала ей ее прабабушка.
Именно сюда, в эти стены революция пришла в самом начале. Первое время институт благородных девиц – жилые помещения – даже соседствовал с большевиками. А собор разграбили, но тогда это называлось конфискацией церковных ценностей. Некогда самый красивый храм превратили в склад. Помещения использовали для выставок достижений народного хозяйства. Возможно, в ту пору на каменной лестнице появилась надпись «Толя 1972». А в 90-е годы прошлого века организовали концертный зал.
Историческая патина VHS-кассеты придает особую ценность этим кадрам. Выпускной экзамен консерватории – на сцене Вадим Пчелкин. Дирижирует.
Почти 30 лет прошло, а он до сих пор помнит эти свои ощущения от пережитого тогда. Выступать в таком месте – почти счастливый билет. Но вместе с этим и огромный труд. Спустя время Смольный собор был основной концертной площадкой для его хора мальчиков, и он как никто другой знает, какая там сложная акустика.
Сегодня Смольный, как это правильно принято называть, возвращен в лоно церкви, но на самом деле собор удивительным образом никуда не исчезал. Он был все эти непростые этапы своей истории с нами. Одним своим присутствием воспитывал, удивлял, даже успокаивал. Пока луна на четверть скрыта колокольней, живет и сам Петербург.