ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Главная и самая обсуждаемая тема этой недели в Петербурге – ремонт. Ремонтируют Невский и Каменноостровский проспекты, Благовещенский мост. Ремонт большой, масштабный, серьёзный.

Август в Петербурге – это всегда высокий сезон ремонта дорог и мостов. Другого времени нет. В июне-июле ещё много машин, в сентябре все уже вернутся из отпусков, а зимой и весной дороги так масштабно не ремонтируют – не соответствуют климатические условия. Вот и получается, что август для дорожников – это единственное окно возможностей.

В 2025 году в Петербурге планируется обновить дороги общей площадью 2,3 миллиона квадратных метров. Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, создание комфортной среды – один из приоритетов развития города. В этом году в программу включено 90 адресов. Все петербуржцы знают о том, что этот ремонт идёт по всему городу. Но нам надо ещё и знать, а что ремонтируют? Как? Зачем? И, самое главное, когда всё это закончится? Вот пусть нам Антон Цуман – главный эксперт нашей редакции в области дорожных работ – всё это и объяснит. Вот его репортаж. Поехали! Но в объезд».


Типичные мысли петербургских водителей летом – ну, сколько можно ремонтировать, опять всё перекрыли!

Первая остановка – Благовещенский мост. Одна из самых загруженных городских переправ. Больше 5 тысяч автомобилей в сутки. По сути, это продолжение серии ремонтов невских мостов. Осенью прошлого года был отремонтирован Большеохтинский мост. Весной на целый месяц был полностью закрыт Троицкий. И вот, теперь очередь Благовещенского.

На разводных пролётах уже уложен слой облегчённого литого асфальта. И в данный момент идёт один из самых сложных этапов – замена деформационных швов.

Казалось бы, искусственная неровность, как наверняка кажется многим водителям. Но на самом деле без этой детали не может существовать ни один современный мост. На благовещенском мосту деформационные швы этого типа появились после реконструкции 2007 года.

Теперь ему на смену придёт наш, отечественный, импортозамещенный механизм. С использованием более современной и продвинутой технологии. Полное и правильное название конструкции – «модульный деформационный шов с резиновыми компенсаторами и поворотными траверсами», главная задача которого взять на себя все вибрационные и температурные нагрузки.

Вот так это схематично можно представить в разрезе. Именно в этом месте мост едва заметно растягивается и сжимается. Так что деформационный шов – это буквально место для шага вперёд. Или назад. С точки зрения эксплуатации это защита от повреждений пролётов моста и трещин в асфальтовом покрытии. И одна из причин того, почему ремонт больших мостов занимает чуть больше месяца.

Но инженерные сооружения могут располагаться не только на дороге, но ещё и непосредственно под дорогой. Им тоже требуется ремонт. И вот один из таких примеров.

Перекрёсток Невского и набережной Фонтанки. Один из более чем трех десятков объектов «Водоканала» на всём протяжении центрального проспекта Петербурга, на которых сейчас идёт, как говорят, специалисты планово-предупредительный ремонт. В том числе и самой заметной части – люков. Или, как их ещё называют, «комплектов».

Начальник территориального управления водоканала Сергей Ескин поясняет: люки – наиболее страдающая часть коммуникаций, ведь на них приходится вся тяжесть напряжённого автомобильного трафика.

На смену отслужившим свой срок конструкциям придут новые, из более прочного металла и усиленными рёбрами жёсткости. Но самая значительная перемена произойдёт в пространстве, которое эти люки скрывают. Конкретно в этом месте находится пожарный гидрант, который будет заменён на новый, современный отечественный экземпляр.

И эти работы – часть подготовки к масштабному ремонту всего Невского проспекта, который начинается с самых сложных участков. Например, тех, где проходят трамвайные пути.

Стук отбойных молотков, свист газового резака – так на перекрёстке с Литейным проспектом начался ремонт участка трамвайной линии. Последний раз подобного масштаба работы здесь проводились ещё в прошлом веке – в 1997 году.

Несмотря на то, что эта трамвайная линия, по сути, служебная, то есть используется исключительно как резерв и для перегона трамваев между парками, работа не менее ответственная. И сейчас ремонт дал уникальную возможность посмотреть, как устроены трамвайные пути Петербурга.

Назначение этого вкладыша – гасить лишние вибрации. А это значит снижение шума и вероятности появления трещин вдоль рельсового полотна. Рельсы за 28 лет уже выработали свой ресурс, и на смену им уже привезли новые. Российские, с увеличенным сроком службы.

Но самые масштабные работы на главном проспекте Петербурга ещё впереди. Полная замена дорожного полотна. Основные работы начнутся на следующей неделе, но подготовка ведётся уже сейчас.

Руководитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Евгений Варов поясняет: в плане на ремонт ежегодно стоит больше 150 километров петербургских дорог. Был отремонтирован Московский проспект, ремонтируется Каменноостровский. Но Невский проспект, как ему и полагается, на особом счету.

А пока полным ходом идут работы, что называется, в преддверии Невского. Дворцовый проезд между Зимним дворцом и Адмиралтейством получает новое асфальтовое покрытие. И вот одна из причин того, почему нужны все эти ограждения. К битуму, которым обрабатывают поверхность очень легко прилипнуть. И подошвам и автомобильным шинам.

А слоёв асфальтобетонного покрытия традиционно два. Обычно каждый по 5 сантиметров – итого 10. Но в случае Невского проспекта и подъездов к нему – решено увеличить до 13. Для большей надёжности и увеличения срока службы.

В ближайшие дни уложат и верхний слой из асфальтобетона марки SMA-16. Цифра 16 означает, что максимальная величина фракции щебня здесь 16 миллиметров. А значит, асфальтовое покрытие будет более устойчиво к высокой транспортной нагрузке и условиям петербургского климата.

Да, все эти работы без ограничения движения выполнить не получится. Но вот вопрос, почему именно летом, и почему многие работы разными ведомствами ведутся практически в одной точке. Дворцовый проезд – «дорожники», Благовещенский мост – «Мостотрест», ремонт водопровода на Университетской набережной – «Водоканал». Центр транспортного планирования Петербурга отвечает – летом интенсивность движения снижается, а все эти работы просчитаны на специальной транспортной модели города, чтобы минимизировать неудобства из-за работ не Невском проспекте.

Одним словом, в большом городе, как в большом общем доме, без ремонта никуда. Да, он нередко доставляет неудобства – но разно или поздно всё равно заканчивается. Дорожные ограждения исчезают. А отремонтированные мосты, трамвайные пути и проспекты остаются с нами, петербуржцами. На годы вперёд.