ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Шедевр «Елизаветинского барокко», величайший проект Бартоломео Растрелли. Смольный собор. Благодаря своему небесно голубому окрасу и белоснежным пышным деталям — вот уже 190 лет — он словно парит над Санкт-Петербургом.

Симметричная планировка Смольного монастыря, выполненная в форме равноконечного греческого креста. Четыре башенки во внутренних углах ансамбля. Там располагаются небольшие церкви. Богато украшенные декором фасады. Всё это перекликается с доминантой ансамбля — собором, который как бы подчеркивает завершенность архитектурного облика.

Диакон РОМАН КАТАЕВ, помощник настоятеля Воскресенского Смольного собора:

Можно вспомнить классический пример Джакомо Кваренги, который проходя мимо здания собора, он всегда снимал шляпу перед этим зданием, кланялся, и говорил: «Вот это храм!». И все современники удивлялись и восхищались этой постройкой.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Попадая внутрь храма — поначалу не веришь, что это тоже Смольный собор. Настолько его убранство не похоже на фасад, который создавал Растрелли. Белые стены, высокие окна и строгие колонны. Яркий образец сдержанного классицизма, пришедшего на смену барокко в середине XIX века.

Дело в том, что после отъезда Растрелли из России оформлением помещений занимался архитектор Василий Стасов, он же создал и первый вариант иконостаса — белого с золоченой резьбой. Однако в 1870ых годах его решили переделать — работы возглавил архитектор Максимилиан Месмахер, который вернулся к стилю Растрелли.

Протоиерей ПЁТР МУХИН, настоятель Воскресенского Смольного собора:

Смольный собор в своей истории переживал и 87 лет строительства, 87 лет он являлся центром молитв и духовного просвещения для молодёжи и студенчества Санкт-Петербурга и начиная с 23 года после его закрытия он был разорён, в нём не сохранились даже фрагменты иконостаса, икон и убранства.

После Октябрьской революции было утрачено почти всё церковное имущество. Сегодня в храме продолжается масштабная реставрация убранства. Сейчас Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга воссоздаёт 22-метровый иконостас.

Диакон РОМАН КАТАЕВ, помощник настоятеля Воскресенского Смольного собора:

Кроме того, что нет чертежей, не сохранилось ни одного кусочка подлинного иконостаса. Поэтому приходится ориентироваться в основном на графические материалы. Это фотографии, которые сохранились в хорошем качестве в различных архивных хранилищах нашего города. И они позволяют настолько увеличить вид этих иконостасов, рассмотреть даже самые маленькие детальки.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Внутри собора — есть удивительный экспонат. Копия деревянного макета храма, выполненная по первоначальному проекту. Он включал в себя 170-ти метровую колокольню, которая должна была стать логичным завершением всего строительства и самым высоким христианским сооружением в мире. Но, этим планам не суждено было сбыться.

Однако даже отсутствие колокольни не помешало во второй половине XVIII века собору стать одним из самых высоких зданий Петербурга. Отсюда и сегодня открывается изумительная панорама на город. Смотровая площадка находится на одной из звонниц. А под ней — масштабное чердачное пространство, попадая в которое опять задаёшься вопросом — и это тоже Смольный собор?

Протоиерей ПЁТР МУХИН, настоятель Воскресенского Смольного собора:

Пересечение арок, пересечение этих силовых, очень больших конструкций настолько гармонично и настолько легко справляется со всей архитектурой, которая призвана не только явить величие и небесность Смольного собора, но и стать прочным основанием на века. Сегодня здесь мы впервые представляем нашему городу выставку братьев Архипенко, которая называется «Небеса».

Каждая картина с изображением неба словно окно, прорубленное сквозь толщи стен. Здесь в чердачном пространстве, после завершения его реставрации, планируется открытие музея. Это будет Собрание ангелов, куда войдут белоснежные серафимы и херувимы, копии самых известных скульптур и барельефов. В их числе фигура со шпиля Петропавловского собора и Александровской колонны. Словом, ангелы, столетиями оберегающие город, обретут свой дом на высоте пятидесяти метров над Петербургом.